Экспертная группа г.
2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение населения (крайне важно для здравоохранения и соц. обслуживания). Экономические – расходы на социально-культурную сферу: рост не более 3% ВВП к 2020 году; – сокращение доли внебюджетных доходов от платных услуг населению – низкая эффективность деятельности учреждений – «отрицательный отбор» занятых в бюджетной сфере Социальные – рост дифференциации потребностей населения; – неудовлетворенность потребителей качеством и доступностью услуг – недоверие населения к реформам бюджетной сферы Управленческие – проблемы с реализацией 83 ФЗ – острая нехватка квалифицированных управленческих кадров Число учрежденийЧисленность занятых Доля в КБДоля в ВВП более 233 тыс.12,8 млн. чел.32,6%12,5% Бюджетный сектор Сектор ГиМУ Социально-культурная сфера РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА – УСЛОВИЯ И ВЫЗОВЫ
3 Цель : Удовлетворение потребностей населения в социально-значимых услугах Задачи: – повышение качества и доступности социально- значимых услуг – оптимизация использования ресурсов в условиях дифференциации потребностей населения 3
4 4 Повышение качества и эффективности деятельности ГиМУ Конкретизация социальных обязательств (пакеты услуг, госзадание) Переход от содержания учреждений к финансированию услуг Смена типа учреждений Реструктурирование сети Создание стимулов для повышения эффективности труда руководителей и работников ГиМУ Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров Оптимизация роли и места сектора ГиМУ в системе предоставления социально-значимых услуг 1. Привлечение к оказанию услуг негосударственных организаций - открытая социальная сфера 2. Развитие государственно- частного партнерства
5 5 Формирование пакетов позволяет: для органов власти, местного самоуправления и учреждений – усиление ориентации на выполнение социальных обязательств для потребителей население будет знать где и какие услуги можно получить (объем и качество) за счет бюджетных средств четкое разделение бесплатных и платных услуг Формирование пакетов социально-значимых услуг. Альтернативы: - на основе сложившейся деятельности учреждений -на основе конкретизации социальных гарантий, обязательств государства с учетом потребностей населения
6 6 Обеспечение конкурентоспособности сектора на рынке труда Альтернативы: Глобальный рынок Национальный рынок Региональные рынки Повышение заработной платы до уровня эффективного контракта Повышение квалификации кадров Переход от всеобъемлющего административного контроля деятельности учреждений к: 1. административному контролю результатов (выполнение госзадания) 2. общественному контролю (наблюдательные советы АУ, БУ-?) 3. контролю потребителем (финансирование услуг, прозрачность деятельности учреждений)
7 Создание условий Устранение неоправданных барьеров Стимулирование Прямая и косвенная поддержка НКО* Совершенствование законодательного регулирования сектора НКО Обеспечение информационной открытости * Принцип: Государственная поддержка в обмен на обязательства НКО (принятие социально значимых обязательств, ограничения по осуществлению предпринимательской деятельности и использованию доходов) Направления. Обеспечение системности налоговых льгот: комплексная поддержка развития благотворительности; Развитие инструмента целевого капитала; Облегчение доступа негосударственных организаций к имуществу
8 Ключевые проблемы: расселение: мелкоселенность и сокращение численности населения организация предоставления социальных услуг – ведомственная разобщенность, разграничение полномочий инфраструктура – слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи Альтернативы сохранение отраслевой и региональной разобщенности или объединение учреждений разных отраслей в едином учреждении и развитие сетевого взаимодействия корректировка законодательства сохранение в малых населенных пунктах всех учреждений социальной сферы или развитие транспортных схем, передвижных и дистанционных форм оказания услуг сохранение отраслевого или переход к территориальному принципу управления социально-культурной сферой на уровне регионов и муниципальных образований
9 Инновационный сценарий + 2% ВВП Инвестиционный сценарий +7% ВВП Стабилизационный сценарий + 4% ВВП Затратный сценарий >+7% ВВП Глубина реформ Уровень финансирования (доля в ВВП)
Открытость бюджетного сектора Эффективность бюджетных расходов Социальные протесты Качество и доступность услуг Сценарии Рост бюджетных расходов Эффективность расходов Качество услугДоступность услуг Социальные протесты в отрасли Стабилизационный Инновационный Инвестиционный Затратный Развитие бюджетной сферы
11