Взаимодействие поколений внутри компании. Взгляд HR- менеджеров (по материалам исследования компании «Анкор»)
Реалии рынка труда Демографический спад Дефицит профессиональных кадров Увеличение конкуренции за профессиональных сотрудников Тенденции центростремительной миграции в России Риски потери знаний и квалификации «уходящего» поколения Смена поколений внутри компаний
Теория поколений - это - глобальная концепция; - пособие при выборе каналов донесения информации до представителей разных поколений и построения системы коммуникации и мотивации; - пособие по формированию ценностей и корпоративной культуры с учетом особенностей разных поколений. * Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом.
Поколение «бэби-бумеров» ( ) лет События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР – мировая супердержава, «холодная война», единые стандарты обучения в школах, бесплатное социальное обеспечение. «Поколение победителей». Характеристики: оптимизм, идеализм, целеустремленность, ориентация на команду, неприязнь к конфликтам, ориентация на процесс.
Поколение X ( г.р.) лет События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, наркотики, первые ростки западной культуры. «Поколений неизвестных». Характеристики: готовность к изменениям, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Y ( ) До 28 лет События, сформировавшие ценности: глобализация, бурное развитие информационных технологий, распад СССР, рыночные реформы, политическая либерализация. «Поколение брендов». Характеристика: контактность, уверенность в себе, раскрепощенность, нацеленность на результат, жажда немедленного вознаграждения, стремление к разнообразию и новым впечатлениям, многозадачность.
Исследование компании «Анкор» по вопросам взаимодействия поколений в фирмах Участники исследования HR-менеджеры и руководители, занимающиеся кадровыми вопросами в ведущих компаниях городов Сибири, Урала Цель Изучить ситуацию в части взаимодействия поколений внутри компании География Города: Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень. Количество участников 92 компании Время проведения октябрь 2011
Портрет респондента (1) Численность сотрудниковТип компании
Портрет респондента (2) Промышленность, производство33 % Торговля и дистрибьюция29 % Телекоммуникации и информационные технологии 16 % Недвижимость и строительство4 % Медицина и фармация1 % Реклама, PR, СМИ1 % Автомобильная отрасль2 % Другое14 % Специализация компаний
В Вашей компании работают сотрудники-представители разных поколений?
Представители каких поколений присутствуют среди сотрудников Вашей компании? поколение «бэби- бумеров» 72 % поколение X 98 % поколение Y 90 %
Гармонично ли эти поколения сосуществуют в Вашей рабочей среде?
Благодаря чему достигается взаимопонимание между сотрудниками? Стремление к достижению общей цели – 77% Грамотно выстроенная система внутренних коммуникаций – 50% Система тренингов и наставничества – 47% Корпоративные мероприятия – 38% другое – 8%
Основные причины возникновения сложностей разные ценности и жизненный опыт – 70% отсутствие системы тренингов и наставничества – 60% отсутствие грамотно выстроенной системы внутренних коммуникаций – 30% отсутствие корпоративных мероприятий – 30% внутренние проблемы в компании – 20%
Эффективна ли команда, состоящая из представителей разных поколений?
Отличается ли стиль управления представителей разных поколений? Да (86%)Нет (14%) «Отличается отношением к делу» «ББ более авторитарны, Х безжалостны, Y активны» «Сотрудники старшего поколения более ответственны» «Чем старше сотрудники, тем более консервативный взгляд на различные задачи и решения» «Старшее поколение - более вдумчивые, неторопливые, младшее - быстро принимают решения, не всегда правильные» «У молодых нет боязни в продвижении новых идей, технологий» «Возраст - это далеко не показатель того, насколько эффективно управленческие навыки влияют на работу с подчиненными» «В большей степени имеют значения индивидуальные особенности конкретной личности» «Стиль зависит не от возраста, а от темперамента и знаний» «Среди представителей разных поколений встречаются все типы управленцев»
Организована ли в Вашей компании система передачи знаний? - «Система передачи знаний стала потребностью времени» - «Да, организована, но не выстроена системно во всей компании» - «Скорее не передача знаний, а опыт управления, опыт построения коллектива, профессионального ядра, способного положительно влиять на конечный результат» - «Компания еще молодая, система передачи функционирует, но пока недостаточно эффективно, однако, постоянно совершенствуется»
Кто более охотно делится знаниями?
Причины увольнений. «Бэби- бумеры»
Причины увольнений. X и Y
Необходимо ли учитывать характеристики поколений при подборе кадров? - «Ценности человека любого возраста необходимо учитывать, они должны соответствовать ценностям компании» - «У разных поколений свои ценности: у старшего - стабильность, у более младших - развитие, динамичность» - «Нужно учитывать интересы личности, а не поколений» - «Ценность у всех одна - деньги»
Кто наиболее эффективный сотрудник? - «Встречаются представители разных поколений, которые работают эффективно» - «Главное, чтобы сотрудник был на своем месте» - «Зависит от соответствия профессиональных и личностных качеств занимаемой должности + мотивация и система контроля» - «Управляют профессионалы, а не поколения» - «Руководители назначаются по опыту, а не по возрасту»
Выводы Большинство респондентов считают, что в их компаниях сотрудники разных поколений сосуществуют гармонично (86%) Взаимопонимание между работниками разных возрастных групп достигается за счет стремления к достижению общей цели (77%) Половина респондентов (50 %) полагают, что эффективность сотрудника не зависит от возраста. Около трети (32%) утверждают, что поколение X – наиболее эффективно Большая часть опрошенных уверена, что при подборе кадров и построении эффективной команды необходимо учитывать характеристики разных поколений Причины ухода сотрудников из компаний связаны с особенностями поколений Единство цели - объединяющий фактор для разных поколений, невзирая на различия в их ценностях
Как разные поколения понимают друг друга
Поколение Х и Y Новые поколения – новые ценности
Поколение X – существующие реалии Поколение X - это "дети с ключом на шее". Их родители вкалывали на производстве посменно, от звонка до звонка, поэтому они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. В работе – это самостоятельные профессионалы, которые не требуют обучения, но готовы заниматься самообучением. Организационная культура X – это культура, основанная на процедурах, правилах и стандартах. Заработная плата для X – это показатель карьерных достижений: чем выше должность, тем выше должна быть заработная плата.
Поколение Y – будущее компаний Наиболее привлекательные профессии среди выпускников – дизайнер, фотограф или фотохудожник, тогда как спустя 3-5 лет предпочтение отдается не профессии, а размеру и масштабу компании-работодателя. При ранжировании факторов привлекательности работодателя на первом месте – возможности профессионального и личностного развития, на второе-третье место попадают такие неожиданные факторы, как гибкий график работы, отсутствие дресс-кода, возможность в рабочее время пользоваться всеми Интернет- ресурсами. На интервью с работодателем все большее число молодых кандидатов задают такие вопросы, как «В каких экологических/ социальных/ благотворительных программах вы участвуете?».