Урок 3
Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки - свойства, действия, поведение, состояния. Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?», Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города численностью населения, реки - длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается ее температура.
У каждого свойства есть название (величина) и значение. Примеры названий: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2 м.
В таблице приведены объекты, их свойства, а также величины и значения величин, соответствующие этим свойствам. Объект Человек Дом Файл Свойство Голубоглазый Высокий Кирпичный С пятью окнами С зеленой крышей С печкой Старый Графический Название величина Цвет глаз Рост Материал Количество окон Цвет крыши Наличие печки Дата создания Тип Значение Голубой 180 см Кирпич 5 Зеленый Есть Рисунок bmp Выполним задание 9 из рабочей тетради
Выполнить
Возможности объекта обозначаются именами действий и отвечают на вопросы «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие). Другими словами, именами действий обозначаются процессы, которые могут происходить с объектом. Например, далматин бегает, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл - переименовать, модифицировать, удалить и т. д. Выполним задание 11 рабочей тетради.
Выполнить
Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту. Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по- разному. Например, птицы, воздушные шары и вертолеты неодинаково летают, а действие «строить» человек по разному выполняет с домами, мостами. Выполним задание 13 рабочей тетради.
Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определенное сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта. Например, под хорошей погодой человек может понимать определенную температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно). Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком связаны величины «объем» (в литрах), «высота» (в метрах над землей) и «поврежденность. (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объем. Во время полета шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадет, изменятся значения сразу всех трех величин,
Домашнее задание: Учебник: § 1.2; Ответить на вопросы на стр. 13: 1-8 устно; 9, 10 письменно. Рабочая тетрадь: 8, 13 б), в), 14.
? Вопросы и задания 1. Дайте имена объектам: а) выросшим на грядке; б) проживающим в Москве; в) управляющим трактором; г) посещающим детский сад; д) находящимся в школе. Дайте несколько возможных общих имен каждой группе объектов. Выберите из них самое подходящее. Ответ обоснуйте: а) Перу, Чили, Эквадор; б) Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Комиссар Мегрэ; в) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск; г) Конго, Нил, 3амбези; д) повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений ОнеГИН», стихотворение « Туча» ; е) Москва, Санкт-Петербург, Тула.
4. Вспомните по одному объекту каждого из приведенных множеств и обозначьте его единичным именем в этом множестве: а) остров; б) мореплаватель; в) орфограмма; г) математический закон; д) формула; е) поэма. 5. Назовите общие имена объектов, о которых сообщается в путеводителях. Назовите единичные имена объектов, о которых может рассказать человек после туристической поездки по России.
Рабочая тетрадь: 2, 3. Домашнее задание: Учебник: § 1.1.Выучить определения понятий «объект», «общее имя», «единичное имя». Рабочая тетрадь: 1, 4, 5.