Пояснения к уроку (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ) 1 слайд: 2 слайд: данный текст был дан в качестве домашнего задания, нужно было подчеркнуть грамматические основы и определить морфологический способ выражения главных членов. 3 слайд: краткий анализ текста по плану. 4 слайд: тема урока. 5 слайд: цели к уроку ученики формулируют сами. 6 слайд: повторяем, что такое односоставное предложение (знают с 5 класса). 7 слайд: данную таблицу ученики будут заполнять в течение всего урока, она распечатана и есть у каждого ученика. 8 – 19 слайды: ученики рассказывают о группах односоставных предложений, кроме группы безличных предложений (учитель расскажет на следующем уроке), заполнят таблицу (см. слайд 7). 20 слайд: дополняют таблицу средства связи предложений в тексте. 21 – 22 слайды: задание для самоконтроля. 23 слайд: итоги урока.
Открытый урок русского языка в 8 классе (школьный тур в рамках районного фестиваля открытых уроков «Сердце отдаю детям») Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Мартынова И.В.
ЗАЩИТИМ РОМАШКУ 1. Иду по лесу. 2.Вот мать-и-мачеха… 3.Радуюсь её весёлым огонькам, пушистым нарядным веточкам! 4.Так и хочется потрогать, погладить их. 5.Иногда принято возвращаться из лесу не то что с букетиком, а со снопом цветов. 6.Если мать-и-мачеха ещё спаслась от полного истребления, потому что у неё короткий стебель и не каждый заметит, то медуницы почти исчезли. 7.Когда-то ходили по прекрасному сине-розовому лесному разноцветью. 8.А сейчас радуюсь, если увижу одну медуницу, а в метрах в десяти ещё один-два цветка. 9.Но и этим смельчакам несдобровать! 10.Особенно огорчают «травники». 11.Рвут любую траву без жалости. 12.Доживём до таких времён, когда любой цветок станет редкостью. 13.А некоторым реликтовым цветам нужно лет 10-18, чтобы вырасти снова. 14.А вот лесная ромашка. 15.Особенно достаётся ей! 16.Внутри каждого цветка светит маленькое солнышко. 17.Сохраним эту улыбку леса! 18.Не обидим ромашку!
Анализ текста Тема текста: Идея текста Тип речи Стиль текста Морфологические средства связи
Тема:
Цели урока:
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это предложения с неполной грамматической основой, то есть с одним главным членом.
Вид односоставных предложений Способ выражения главного члена Отсутствующий главный член Примеры Определённо- личные (о/л) Неопределённо -личные (н/л) Безличные (б/л) Назывные (н)
Односоставные ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ предложения
Способ выражения главного члена: глаголом в форме 1-2 лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения ЛЮБЛЮ грозу в начале мая! СЯДЕМ здесь у этой ивы… глаголом в повелительном наклонении УЧИСЬ у них у дуба, у берёзы!
Отсутствующий главный член: НЕТ подлежащего, но его можно вставить, так как деятель ОПРЕДЕЛЁН: (Я) ЛЮБЛЮ грозу в начале мая! (МЫ) СЯДЕМ здесь у этой ивы… (ТЫ) УЧИСЬ у них у дуба, у берёзы!
ЗАДАНИЕ: запишите предложение и докажите, что оно односоставное ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ Задумаю: реки большие Надолго упрячу под гнёт, Построю мосты ледяные…
Односоставные НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ предложения
Способ выражения главного члена: глаголом в форме множественного числа прошедшего времени «Зима!» – читали в каждом взоре. 3 лица множественного числа настоящего, будущего времени. Упадут, закроют землю всю кругом…
Отсутствующий главный член НЕТ подлежащего, но его можно Вставить. И не ОДНО, так как деятель НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ ЛИЦО: (Они, снежинки) Упадут, закроют землю всю кругом…
ЗАДАНИЕ: запишите предложение и докажите, что оно односоставное НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ Завьются, закружат И вдаль унесут…
Односоставные НАЗЫВНЫЕ предложения
СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ЧЛЕНА ПОДЛЕЖАЩЕЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег.
Другой главный член – Сказуемое отсутствует. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
ЗАДАНИЕ: запишите предложение и докажите, что оно односоставное НАЗЫВНОЕ Топи да болота… Синий плат небес…
Односоставные предложения могут быть и СРЕДСТВОМ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ!
1. Иду по лесу. 2.Вот мать-и-мачеха… 3.Радуюсь её весёлым огонькам, пушистым нарядным веточкам! 4.Так и хочется потрогать, погладить их. 5.Иногда принято возвращаться из лесу не то что с букетиком, а со снопом цветов. 6.Если мать-и-мачеха ещё спаслась от полного истребления, потому что у неё короткий стебель и не каждый заметит, то медуницы почти исчезли. 7.Когда-то ходили по прекрасному сине- розовому лесному разноцветью. Задание на закрепление пройденного: определи тип односоставных предложений О/л н/л б/л н
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1.Определённо-личное. 2.Назывное. 3.Определённо-личное. 4.Безличное. 5.Безличное. 6.Сложное, все части которого двусоставные. 7.Неопределённо-личные О/л ++ н/л + б/л ++ н +
ИТОГИ УРОКА: РЕФЛЕКСИЯ Домашнее задание: Выучит теорию, упр. 193.