Докладчик: Заместитель директора СКФОМС Булгакова Татьяна Яковлевна Совершенствование системы обеспечения и защиты прав граждан на получение доступной и качественной бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по результатам анализа данных анкетирования застрахованных граждан
Определение Всемирной организации здравоохранения гарантией качества медицинской помощи является обеспечение каждому больному того комплекса диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки
ст. 4 Федерального закона от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основные принципы охраны здоровья соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи приоритет охраны здоровья детей социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья доступность и качество медицинской помощи недопустимость отказа в оказании медицинской помощи приоритет профилактики в сфере охраны здоровья соблюдение врачебной тайны
Критерии степени удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи Удовлетворенность организацией работы структурных подразделений медицинских организаций Соблюдение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, определенных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ставропольского края Причины и частота получения медицинских услуг на платной основе Мнение пациентов об изменениях, произошедших за последний год, в оказании медицинской помощи
Итоги социологического опроса в 2010 – 2011 годах
Показатели социологического мониторинга по условиям оказания медицинской помощи
Результаты анкетирования с высокой степенью удовлетворенности
Результаты анкетирования с низкой степенью удовлетворенности
Причины неудовлетворенности пациентов при получении стационарной медицинской помощи Причины неудовлетворенности Плохое санитарно-техническое состояние помещений13,2%14,1% Низкий уровень удовлетворенности питанием9,6%13,5% Низкий уровень оснащенности диагностическим оборудованием 12,5%11% Отсутствие пандусов, подъемников и других средств для перемещения лиц с ограниченными физическими возможностями 6,5%5,4% Необходимость тратить собственные денежные средства на получение медицинских услуг и/или приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения 4% Длительный срок ожидания плановой госпитализации (более 2-х недель) 2,3%2,7% Отсутствие информации от лечащего врача о заболевании, тактике лечения и обследования 2,6%1,5% Недоброжелательность и невнимательность медицинского персонала 2,7%1,2%
Причины неудовлетворенности пациентов при получении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи Причины неудовлетворенности Недоступность врачей специалистов31,4%30,5% Длительное время ожидания на прием к врачу 27,3%25% Длительное время ожидания в регистратуре 24,3%21,1% Низкий уровень оснащенности диагностическим оборудованием20,5%19,3% Недостаточное количество сидячих мест перед кабинетами 16,3%15,6% Длительное время ожидания диагностических обследований 11,6%11,2% Длительное время ожидания на лабораторные исследования 12,6%11,1% Плохое санитарно-техническое состояние помещений 7,2%8,8% Отсутствие пандусов, подъемников и других средств для лиц с ограниченными физическими возможностями 9,3%7,5% Необходимость использования личных денежных средств при получении медицинской помощи 7,8%6,4% Недоброжелательность и невнимательность медицинского персонала6,3%5% Отсутствие информации от лечащего врача о заболевании, тактике лечения и обследования 2,8%1,6%
Ведущие причины неудовлетворенности при получении стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи в разрезе муниципальных образований Причины неудовлетворенностиДневные стационары СтационарыДетские стационары Родильные дома Длительный срок ожидания плановой госпитализации (более 2-х недель) Ессентуки 38% Новоселицкий 24,5% Пятигорск 8% Низкий уровень удовлетворенности питанием Труновский 51% Нефтекумс- кий - 53,7% Петровский 73,3% Плохое санитарно-техническое состояние помещений Пятигорск 39% Труновский 45% Кировский 55% Труновский 77,8% Низкий уровень оснащенности диагностическим оборудованием Кочубеев- ский – 54% Труновский 57% Андропов- ский – 54,8% Александ- ровский – 45,8% Недоброжелательность и невнимательность медицинского персонала Лермонтов 3,4% Курской 8% Нефтекумс- кий – 12,2% Минераль- ные Воды 7% Отсутствие информации от лечащего врача о заболевании, тактике лечения и обследования Андропов- ский – 11,5% Курской 9% Красногвар- дейский 3,7% Ставрополь 7,9% Необходимость использования личных денежных средств при получении медицинской помощи Степновский 36% Туркменский 34% Изобильнен- ский – 15,7% Ставрополь 18,4% Отсутствие пандусов, подъемников и других средств для перемещения лиц с ограниченными физическими возможностями Арзгирский 34% Курской 27% Степновский 38,1% Георгиевск 16%
Ведущие причины неудовлетворенности при получении амбулаторно – поликлинической помощи в разрезе муниципальных образований Причины неудовлетворенностиПоликлиникиДетские поликлиники Женские консультации Длительное время ожидания в регистратуре Ессентуки 68,5% Пятигорск 68% Ставрополь 40% Длительное время ожидания на прием к врачу Нефтекумс- кий – 80,8% Нефтекумский 79% Грачевский 71,8% Длительное время ожидания на лабораторные исследования Труновский 39% Ессентуки 28% Советский 25% Длительное время ожидания диагностических обследований Нефтекумс- кий – 36,2% Ессентуки 47% Апанасенков- ский – 29% Недоброжелательность медицинского персонала Ессентуки 44% Невинномысск 14,4% Красногвардей ский – 19% Необходимость использования личных денежных средств при получении медицинской помощи Лермонтов 28% Ставрополь 12,9% Нефтекумский 21,7% Недоступность врачей - специалистов Кировский 73,3% Кировский 64,9% Низкий уровень оснащенности оборудованием Ипатовский 57% Кировский 59,5% Апанасенков- ский – 58% Недостаточное количество сидячих мест Кировский 42,6% Пятигорск 51% Труновский 51,1% Плохое санитарно-техническое состояние помещений Пятигорск 54% Изобильнен- ский – 55% Минеральные Воды – 32% Отсутствие пандусов и других средств для перемещения лиц с ограниченными физическими возможностями Кировский 43,6% Изобильнен- ский – 415% Труновский 30,9%
Мероприятия по оптимизации работы регистратуры пересмотрены графики работы регистраторов в трех медицинских организациях (в МБУЗ «Шпаковская ЦРБ» организована работа в субботу) организованы дополнительные рабочие места для медрегистраторов в восьми медицинских организациях организована предварительная запись на прием к врачам в четырнадцати медицинских организациях окончена или завершается работа по установке локальных сетей электронной записи на прием к врачу в девяти медицинских организациях в МБУЗ «Георгиевская ЦГБ» (женская консультация) обеспечен доступ на сайт для электронной записи к врачам оснащены компьютерами регистратуры и кабинеты врачей в семи медицинских организациях.
Мероприятия по обеспечению доступности специалистов организован прием граждан врачами - специалистами краевых медицинских организаций в двух медицинских организациях районного уровня в МУЗ «Александрийская участковая больница» ведут прием специалисты МБУЗ «Незлобненская районная больница» направлено на обучение или прошли переподготовку по различным специальностям 24 врача и 12 медицинских сестер трудоустроено более 14 педиатров участковых, 26 терапевтов-участковых, 120 врачей специалистов
Мероприятия по оснащению медицинским оборудованием и оптимизации лекарственного обеспечения закуплены компьютерный томограф, четыре рентгеновских аппарата, маммограф, шесть лапароскопических стоек, семь аппаратов суточного мониторирования ЭКГ и АД, семь аппаратов искусственной вентиляции легких, пять аппаратов для ультразвуковых исследований, двенадцать автоматических анализаторов для лабораторных исследований, ультразвуковой скальпель "Гармоник" для открытых и лапароскопических операций, физиотерапевтическое и другое оборудование активизирована работа формулярных комиссий в восьми медицинских организациях, усилен контроль рационального назначения лекарственных препаратов, пересмотрены формуляры лекарственных средств в двух медицинских организациях, в МБУЗ «Георгиевская ЦГБ» планируется внедрение автоматизированного персонифицированного учета лекарственных средств
Прочие мероприятия прошли обучение сотрудники пищеблоков трех медицинских организаций, с увеличением норматива затрат на питание расширен ассортимент закупаемых продуктов и откорректировано семидневное меню с включением третьего блюда в трех медицинских организациях установлены пандусы в пяти медицинских организациях, планируется установка в шести медицинских организациях проводятся или закончены капитальные и текущие ремонты в 28 медицинских организациях
Приоритетные направления деятельности в 2012 году в сфере защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования В работе с обращениями граждан - развитие службы страховых представителей в медицинских организациях, обеспечение доступности консультативной помощи с применением современных коммуникативных технологий, активизация работы по судебному отстаиванию прав и законных интересов застрахованных лиц В организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи - организация подготовки и переподготовки кадров для осуществления экспертной деятельности в сфере ОМС, контроль деятельности СМО путем организации повторного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, использование результатов экспертной деятельности для разработки системы мер, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи В координации взаимодействия субъектов контроля качества медицинской помощи на территории Ставропольского края - организационно-методическая работа в сфере ОМС, подготовка нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность всех участников ОМС в сфере защиты прав застрахованных, согласование планов деятельности СМО по контролю качества медицинской помощи В информационно - разъяснительной работе о правах и обязанностях в системе ОМС, проведении социологического мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством медицинской помощи - расширение форм и методов работы по информированию граждан об их правах в системе ОМС, организация проверки деятельности медицинских организаций по информированию граждан, в том числе на собственных сайтах в сети «Интернет», использование результатов социологического мониторинга для принятия управленческих решений и разработки плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе анкетирования