ТИПЫ РЕЧИ
Цели урока: познакомить учащихся с основными типами речи; познакомить учащихся с основными типами речи; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи. развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.
На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинув клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно быть крыльями и притоптывать утиной лапой. (По К. Паустовскому) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков. КТО ЭТО? КАКОЙ ОН? ЧТО СДЕЛАЛ ПЕЛИКАН? ПОЧЕМУ ПЕЛИКАНЫ НЕ МОГУТ НЫРЯТЬ?
ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НАДО РАССКАЗАТЬ О ПЕЛИКАНАХ НЕ СЛОВАМИ, А С ПОМОЩЬЮ ФОТОАППАРАТА. Содержание какого рассказа вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему? Какой из текстов о пеликане является описанием, какой – повествованием, какой – рассуждением? ВОПРОСЫ К ТЕКСТАМ ТЕКСТЫ
ТИПЫ РЕЧИ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ГОВОРИТСЯ О ПРИЧИНАХ СВОЙСТВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ
ОПИСАНИЕ – ЭТО ТАКОЙ ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ И Т.П. (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА КУСОЧЕК БЕРЁЗЫ КАЗАЛСЯ ЖИВЫМ. ПЛАСТИНКА БЫЛА ТОНКАЯ, СВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ, С КАКИМИ-ТО НЕПОНЯТНЫМИ УЗОРАМИ. ВРОДЕ БЫ ВОЛНЫ БЕГУТ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, СТАЛКИВАЮТСЯ, СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО РАСПЛЁСКИВАЮТСЯ И ОПЯТЬ ГЛЫБЯТСЯ. А СВЕТИТСЯ ДЕРЕВО МЯГКО, ЯНТАРНО, АТЛАСНО. ИЗ ГЛУБИНЫ ГОДОВЫХ КОЛЕЦ ТЕПЛИТСЯ ЭТОТ СВЕТ. (ПО В. БОЧАРНИКОВУ) ЖИВЫМ ТОНКАЯСВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ УЗОРАМИВОЛНЫ СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО МЯГКОЯНТАРНО АТЛАСНО общее представление описание деталей впечатление
ПОВЕСТВОВАНИЕ – ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ (РАССКАЗЫВАЮТСЯ) СОБЫТИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. (ЧТО ПОИЗОШЛО?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ ЗАТЕМ, ПОТОМ, ПОСЛЕ ЭТОГО, НЕМНОГО ПОГОДЯ, ПОЗЖЕ, ЧЕРЕЗ НЕКОТРОЕ ВРЕМЯ, ПОЗДНЕЕ, ДАЛЬШЕ, ТУТ, ТОГДА, НАКОНЕЦ. Я ЗАПОМНИЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, КОГДА МНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ. КО МНЕ ПРИШЛИ МОИ ДРУЗЬЯ.... Я УГОСТИЛ РЕБЯТ ЧАЕМ С КОНФЕТАМИ И ПИРОЖНЫМИ.... ПОКАЗАЛ ТОВАРИЩАМ СВОИ ИГРУШКИ: ХОККЕЙ, ФУТБОЛ, ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ, ОХОТУ.... МЫ ПРОВЕЛИ ВИКТОРИНУ.... СМОТРЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ «КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ» И «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ».... ВСЕ РАЗОШЛИСЬ ПО ДОМАМ. СНАЧАЛА ПОТОМ НЕМНОГО ПОГОДЯ ПОСЛЕ ЭТОГО НАКОНЕЦ
РАССУЖДЕНИЕ – УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, РЯД МЫСЛЕЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ОБОСНОВАНИЕ: АРГУМЕНТЫ 2 ПРИМЕРЫ 3 ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? ПОЭТОМУ ВЫВОД4 ТЕЗИС 1 НЕКОТОРЫЕ СКАЗКИ НАЗЫВАЮТСЯ ВОЛШЕБНЫМИ, ТАК КАК В НИХ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О НЕОБЫКНОВЕННЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ПОДВИГАХ ГЕРОЕВ – СМЕЛЫХ, НАХОДЧИВЫХ И ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ. ОНИ ПОДНИМАЮТСЯ ВЫШЕ ТУЧ, ПОПАДАЮТ В ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО, ДОСТАЮТ МЁРТВУЮ И ЖИВУЮ ВОДУ. ИМ ПОМОГАЮТ КОВРЫ- САМОЛЁТЫ, СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ, ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ. ПОЭТОМУ ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ.
Обратите внимание! В тексте соединяются разные типы речи. Соединение типов речи должно быть оправданным: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания. В ЫХОЖУ НА ПОЛЯНКУ И ВДРУГ ВИЖУ ВОЗЛЕ СТАРОЙ, ДАВНО НЕ ЕЗЖЕННОЙ ДОРОГИ СРАЗУ ДВА БЕЛЫХ ГРИБА. ДА КАКИХ ЕЩЕ! ШЛЯПКА У КАЖДОГО ЧУТЬ МЕНЬШЕ МОЕГО КАРТУЗА. СРЕЗАЛ ИХ НОЖИЧКОМ. НОЖКИ ТОЛСТЫЕ, КРЕПКИЕ. Н А ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЕЩЁ РАЗОК ОГЛЯДЕЛСЯ ПО СТОРОНАМ, ОГЛЯДЕЛСЯ – И ОБМЕР: ЕЩЕ ДВА ПОЧТИ РЯДОМ С МОИМИ РАСТУТ, А НЕМНОГО ПОДАЛЬШЕ – ЕЩЁ ОДИН. И ВСЕ КАК НА ПОДБОР. П ОСЛЕ ТАКОЙ УДАЧИ Я УЖ ВСЮ ЭТУ ПОЛЯНКУ ПОЛЗКОМ ОБЛАЗИЛ. НО БОЛЬШЕ НИ ОДНОГО НЕ НАШЁЛ. (Г. СКРЕБИЦКИЙ) Какие типы речи соединяются в тексте ? С какой целью автор вводит в текст одновременно повествование и описание ? Какие слова помогают нам отнести части текста к повествованию и описанию ? ВОПРОСЫ !
Итоги урока Итоги урока - Что нового узнали на уроке? - Какие бывают типы речи? - Какой тип речи называется повествованием? - Что такое описание? - Что значит рассуждать?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НА ВЫБОР :