ПРОЕКТ «В гостях у дедушки Чуковского» Учитель-логопед МОУ «НШДС 120» Стукалина В. П.
Тип проекта: детско-взрослый творческий речевой монопроект. Сроки проекта: в течение двух месяцев. Целевая аудитория: предназначен для детей логопедических групп. Участники проекта: дети старшей логопедической группы; учитель-логопед; воспитатели; родители; Музыкальный руководитель
Цель: коррекция связной речи у детей-логопатов посредством творчества К. И. Чуковского. Задачи: Выяснить, какие произведения К. Чуковского используются, родителями дома, что нравится детям Обсудить результаты анкетирования. Формировать интерес родителей к проекту. Обсудить его важность, цели и задачи. Пополнять словарь за счёт литературных образных выражений. Поддерживать интерес к творчеству писателя, развивать речь. Развивать творческие способности. Расширять знания по произведениям. Знакомить с авторским исполнением сказок. Способствовать совместной работе детей и взрослых, учить работать в команде. Формировать выразительность речи, артистизм. Создать творческий отчёт по проекту. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Проблема Неумение детей с ОНР воспроизводить монологи, диалоги, пересказы; «бедный» словарный запас. Гипотеза: Предположим, что посредством изучения произведений К. Чуковского повысится количество детей, обладающих развитой интонационно окрашенной речью. Риски проекта: Невозможность запоминания наизусть текстов из-за кратковременной памяти и недоразвития внимания и мышления. Невозможность построения связного текста из-за «бедного» словарного запаса. Отсутствие интонационной окрашенности речи и артистизма из-за особенностей высшей нервной деятельности.
1 этап (подготовительный) Выявление проблемы. Выдвижение гипотезы, рисков. Определение цели и задач. Планирование работы. Анкетирование родителей. Подбор наглядных пособий, игрушек, книг, демонстрационного материала. 2 этап (основной) Рассматривание книг, иллюстраций, выставка книг. Заучивание и иллюстрирование авторских загадок дома. Разработка и участие в занятии-соревновании «Дне стихов и загадок». Рисование иллюстраций к сказкам. Лепка посуды. Аппликация. Разгадывание кроссворда «Насекомые». Просмотр DVD-дисков по произведениям. Прослушивание произведений в авторском чтении. Проведение игры «Что лишнее?» Составление и проведение викторины по сказкам. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
3 этап Инсценирование диалогов и стихов. Постановка театрализованного представления по сказкам. Оформление выставки рисунков детей и фотоматериалов. Награждение победителей викторины. Выводы проекта. Рефлексия (самоанализ) участников проекта. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ С ПРОЕКТОМ Ознакомление с целью, задачами, этапами проекта. Планирование совместной работы родителей, детей логопеда и воспитателей.
Анкетирование
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Вопросы анкетыданетНе знаю Имеются ли в доме аудиокассеты с записями литературных произведений для прослушивания с ребенком? 1300 Аккуратен ли ребенок в обращении с книгами ?1300 Приходится ли Вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой? 310- Записываете ли Вы пересказы любимых произведений самим ребенком или кого-то из членов семьи? 2110 Проявляет ли ребенок самостоятельную инициативу в рассматривании книг? 1120 Вспомните, пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую книжку (сколько месяцев, лет) 3100 Много ли Вы читаете дома своим детям?3100
ОСНОВНОЙ ЭТАП Рассматривание книг, иллюстраций к произведениям Беседа о любимых героях произведений
РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК С ИНФОРМАЦИЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ЧУКОВСКОГО
ВЫСТАВКА КНИГ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
ПРОВЕДЕНИЕ ВИКТОРИНЫ
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ Нарисуй путь Мухи Цокотухи
Игра «Что лишнее?» Найди, каких героев не было в гостях у Мухи Цокотухи.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК, ПАМЯТИ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Лепим и раскрашиваем посуду бабушки Федоры
СОЗДАНИЕ ГЕРОЕВ ЧУКОВСКОГО В АППЛИКАЦИИ Бабочка выполнена мозаикой в технике обрывания
РАЗГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК ПРИ ПРОСЛУШИВАНИИ ИХ В АВТОРСКОМ ИСПОЛНЕНИИ
РАБОТА НАД КРОССВОРДОМ «НАСЕКОМЫЕ» Развиваем память, логику, внимание
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ЧТЕНИЕ ДИАЛОГА ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ТЕЛЕФОН» У меня зазвонил телефон. -Кто говорит? --Слон.
ИНСЦЕНИРОВКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ «АЙБОЛИТ» Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица...
ИНСЦЕНИРОВКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ «МУХА-ЦОКОТУХА» -Приходите, тараканы, -Я вас чаем угощу.
РЕФЛЕКСИЯ УЧАСТНИКОВ отрицательная нейтральная положительная
ВЫВОДЫ 1.С помощью проекта удалось улучшить связную речь детей-логопатов, выработать интонационную выразительность. 2.С помощью коммуникативных средств осуществлялась связь между родителями, детьми, логопедом, воспитателями, музыкальным работником. 3.Пополнился словарь детей за счёт литературных образных выражений. 4.Удалось выявить творческие способности у некоторых детей, артистизм. ЧТО НЕ УДАЛОСЬ В ПРОЕКТЕ? Не удалось вовлечь и заинтересовать проектом двух детей по причинам их физиологических особенностей: речевых процессов, рассеянного внимания, кратковременной памяти.
РЕФЛЕКСИЯ УЧАСТНИКОВ Дети. -Понравилась ли вам, ребята работать над произведениями К. Чуковского? Воспитатели. -Как Вы считаете, удалось ли достичь цели и поставленных задач в проекте? -С какими трудностями Вы столкнулись при осуществлении проекта? -Что, на Ваш взгляд, было в проекте самым необычным и интересным? Родители. -Нужны ли такие проекты в детском саду? -Нужна ли помощь родителей в таких проектах? Почему? Логопед. -Помогла ли работа над проектом изучить творчество поэта,выработать у детей интонационную выразительность, улучшить речь ?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!