А Н Т О Л О Г И Я СКАЗОК НАРОДОВ СНГ А Н Т О Л О Г И Я СКАЗОК НАРОДОВ СНГ «Сказки – воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном» /К. Паустовский/ Автор: Каширская Л.Ю.
В чем актуальность темы? «Сказка – складка, песня – быль» - гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказыва- ется о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинте- ресными, ведь они уходят корнями в далекое про- шлое. Но это не так! И в компьютерный век мы мо- жем поучиться у народной сказки.
Чему можно научиться у народных сказок? - Осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человечес- кие качества: доброту, предан- ность в дружбе и любви, спра- ведливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. - Осознать вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерно народной сказки. Поэтому и живут сказки много веков и будут жить вечно. И мы должны их знать.
Какие виды сказок вы знаете? Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказки о животных. Каковы характерные признаки каждого вида? 1. Наличие чуда, волшебства. 2. История из обыденной жизни. 3. Главные действующие лица – животные.
Литературная викторина Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Класс делится на команды, которые по очереди отвечают на вопросы викторины) Примерные вопросы: 1. Чей портрет и из какой сказки этот герой? - Обмыли слуги Иванушку, одели в царское платье, причесали – и стал он таким молодцем, что отец и братья глядят - и глазам своим не верят («Сивка- бурка») - Ванюшка перекрестился – бултых в смолу! Как в молоко нырнул – белее стал, а водой обмылся – стал добрый молодец: ни вздумать, ни сказать, ни пером описать («Конек-горбунок») 2. Конкурс «Потерялась иллюстрация» Учитель показывает иллюстрации, а ребята называют сказки, к которым они нарисованы. 3. Волшебные предметы В жестокой борьбе со злом сказочные герои обретают волшебные предметы- помощники. Эти предметы лежат в ящике. Кто ими пользовался и в какой сказке? - куколка («Василиса Прекрасная») - стрела («Царевна-лягушка»)
Вопросы проекта - Как создаются сказки? - Какова роль сказок в литературе и современной жизни разных народов? - Как фольклорные сказки отражают своеобразие мировоззрения народов и их единство?
План работы 1. Класс делится на группы, которые распределяют между собой народности СНГ. Например: 1 гр. – сказки грузинского народа; 2 гр. – сказки белорусского народа; 3 гр. – сказки народов Средней Азии; 4 гр. – русские народные сказки. 2. Группы читают и отбирают сказки, заполняют читатель- ские дневники. 3. Срок исполнение проекта – три недели.
Группы отвечают на вопросы Группы отвечают на вопросы (исследовательская деятельность) 1) В чем особенность ком- позиции? 2) Кто является основными героями сказок? 3) Какие средства художе- ственной выразительности используются? 4) В чем заключается идей- ное содержание сказки?
Итог работы 1. Презентация. 2. Эскиз обложки предпо- лагаемого сборника. 3. Тексты выбранных ска- зок для антологии. 4. Представление каждой группой результатов своей работы и выводов в соответствии с проблем- ным и основополагающим вопросами. 5. Коллективное обсужде- ние вопроса: как сказка отражает мировоззрения каждого народа?
Желаю всем удачи в работе!