Образовательный модуль как способ организации учебной деятельности младшего школьника Из опыта работы учителей начальных классов МБОУ « Общеобразовательное учреждение лицей 1»
Формы работы, позволяющие достичь метапредметных результатов : - урок - презентация ; - урок - экскурсия ; - интегрированные уроки. Способ взаимодействия : - межвозрастное сотрудничество - участие десятиклассников и пятиклассников в позициях « организатор », « эксперт »;
Способы подачи учебного материала при решении проектной задачи модуля интеграция учебных предметов на одном уроке объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач
Межпредметный образовательный модуль « Первый раз в первый класс …» Цель : включение ребенка в новую учебную систему отношений. Задачи : 1. Адаптация детей к школе. 2. Освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе. 3. Компенсация предметного опыта и взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые должны были освоить в дошкольном детстве. 4. Накопление опыта содержательного взаимодействия в классе ( с учителем и сверстниками ). 5. Развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма. 6. Формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.
Межпредметный образовательный модуль « Первый раз в первый класс …» Проектная задача « День рождения кота Леопольда » Задачи на неделю : Приготовить подарок Приготовить угощение Выполнить открытку Разучить песню …
ИЗО - введение в школьную жизнь. Взаимодействие в группах и парах.
ИЗО - математика - введение в школьную жизнь. Ориентация на листе бумаги и на доске.
Окружающий мир – внеурочная деятельность. Изучение ПДД и норм поведения в обществе.
Окружающий мир - введение в школьную жизнь. Режим дня школьника.
Праздник как событие.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. С. В. Кульневич, Т. Т. Лакоценина
Интеграция и адаптация Первый период начального образования – переходный адаптационный, который длится от двух недель до полугода первого класса. Цель : обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.
Задачи интегрированного урока : 1. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока – это необычно, значит интересно. 2. Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях. 3. Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями. 4. Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Интеграция и / или модуль ? Выявление существенных связей между учебными предметами дает ВОЗМОЖНОСТИ : учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства ; ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета ; ученическому коллективу – осуществлять практико - ориентированную деятельность.
Интеграция и способы координации учебных предметов 1. Тематическая координация. 2. Средственно - техническая координация. 3. Позиционная координация. 4. Задачная координация. 5. Понятийная координация.
Интегрированные уроки в период адаптации Создание макета территории класса ( математика / труд ) Моделирование режима дня школьника ( окружающий мир / математика ) Создание плана территории школьного двора ( окружающий мир / изо ) Подготовка поздравления Коту Леопольду ( литературное чтение / письмо / изо )
Межпредметный модуль « В поисках сокровищ капитана Флинта » Цели : 1. Формирование опыта продуктивного взаимодействия учащихся в группах. 2. Применение знаний и умений, полученных в рамках модуля, для решения задач практического содержания, не имеющих конкретной предметной привязки. Задачи : 1. Мотивировать детей из « группы риска ». 2. Компенсировать дефицит опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области. 3. Накопление опыта содержательного взаимодействия в малых группах ( парах ). 4. Развитие предметных действий. 5. Формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.
Межпредметный модуль « В поисках сокровищ капитана Флинта » 1 неделя Планирование модуля по дням : 1 день - « Постановка проектной задачи ». 2 день - « Пиратская команда ». 3 день - « Снаряди корабль ». 4 день - « Пиратский остров ». 5 день – Праздник - игра по станциям. Темы, изучаемые в рамках модуля : « Алфавит », « Решение текстовых задач », « Измерение и построение величин », « Аппликация и моделирование », « Сезонные изменения в природе »...
Межпредметный модуль « В поисках сокровищ капитана Флинта » учебный год – знакомство с нормативно - правовой базой ФГОС. Январь - февраль 2011 года : - изучение опыта « Школы развития » под руководством А. Б. Воронцова ; - разработка модуля « В поисках сокровищ капитана Флинта ». Февраль - март 2011 года – поурочная разработка и внедрение модуля. Апрель 2011 года - корректировка и описание модуля. Май 2011 года – анализ работы.
« Постановка проектной задачи ».
« Пиратская команда ».
« Снаряди корабль »
« Пиратский остров ».
Полезные ресурсы ( ЦОРы ) ( коллекция, созданная педагогами ) ( учебное оборудование по ФГОС НОО – демонстрационный фильм )