СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСИ УЧАЩИХСЯ С ЗПР НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ
Адрес опыта МОУ «Средняя общеобразовательная школа 25» города Бийска, образовательная программа «Специальные коррекционные классы VII вида»
Автор опыта Шатохина Марина Анатольевна – учитель начальных классов, образование высшее, 1 квалификацион ная категория, стаж работы 10 лет.
Содержание Цели и задачи Основополагающие принципы Механизм реализации Направленность программы Результативность Приложение
Цель презентации Пропаганда передового опыта по развитию речи в специально-коррекционных классах VII вида.
Цель работы Целенаправленное развитие речи ребенка для нормализации его общения с окружающими и дальнейшего успешного обучения Формирование элементарной культуры речевого поведения Развитие инициативной речи детей как условие активизации их познавательной деятельности
Задачи работы Направить деятельность педагога на повышение результативности формирования речевых навыков с учётом физиологических особенностей учащихся специально- коррекционных классов Создать систему занятий направленную на повышение динамики качества обучения учащихся в условиях современных требований к образованию Обобщить опыт педагога, работающего с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) по развитию речи
Основополагающие принципы Принцип гуманизации учебного процесса Принцип выбора Принцип успешности и поддержки Принцип научности Принцип наглядности обучения
Механизм реализации Система обучения и развития речевых навыков Интегрированные уроки Работа в группах и парах Внеклассная работа Специально- коррекционные занятия по развитию речи
Направления программы Накопление учащимися словарного запаса Развитие речевого слуха Формирование звукового анализа и синтеза Развитие творческого мышления
Результативность Диаграмма развития речевого слуха Диаграмма чувственного(сенсорного) развитияДиаграмма чувственного(сенсорного) развития Диаграмма формирование звукового анализа и синтезаДиаграмма формирование звукового анализа и синтеза Диаграмма уточнения и расширения словарного запасаДиаграмма уточнения и расширения словарного запаса Диаграмма развития инициативной речи и мышленияДиаграмма развития инициативной речи и мышления
Диаграмма развития речевого слуха Класс 2 3 4
Диаграмма чувственного (сенсорного) развития. класс 2 3 4
Диаграмма формирования звукового анализа и синтеза.
Диаграмма уточнения и расширения словарного запаса. классы 2 3 4
Диаграмма развития инициативной речи и мышления. класс 2 3 4
Приложение Дидактические игры Практическое занятие Занятие по развитию речиЗанятие по развитию речи
Дидактические игры Подбери слово Цель: расширить словарный запас учащихся с ЗПР Карточки: 1 – написано прилагательное, 2 – изображён предмет. Подобрать прилагательное к существительному в соответствии с родовым окончанием. Описание Цель: развивать образное мышление На карточках изображены условные схемы предложений и картинка с сюжетом. Совместить схему и картинку.
Практическое занятие Слова невидимки Цель: формирование знаний о правильном употреблении слов у детей с ЗПР Слова невидимки ужасно хитры, Вот правила этой забавной игры. Запомни: все буквы из первого слова Находятся также в составе второго, Но только, конечно, в порядке ином; Слова притаились, но мы их найдем! Полон зерен ________ гнется (колос) В синем небе _______ вьется (сокол). _________ была с кучерами, (кареты) Модель _________ склейте сами (катера). В ___________ сели моряки, (шлюпку), __________ к чаю береги (плюшку).
Занятие по развитию речи Цель: развивать умения строить и записывать предложения, корректировать чувственное(сенсорное) развитие. модуль самоактуализация мышление на основе первичного опыта мышление на основе интеллектуального действия рефлексия дидактическая игра работа с пословицами воспоминание беседа по правилам ОБЖ (диалогический метод) загадки (развитие логичес- кого мышления) развитие моторной памяти на основе интеллек- туального действия осознание успешности
«Собственная речь, свободная и раскрепощённая, необходима ребёнку для познания окружающего мира и самопознания» (О.Л. Соболева)