СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЛИ КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО? Валентина Михайловна Канашина, методист ММЦ 2011г.
Компонентный анализ парадигм ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ ПАРАДИГМА УЧЕНИЯ Цели и задачи ОбучениеКонструирование учебных ситуаций Трансляция знанийОткрытие и конструирование знаний Улучшение качества преподавания Улучшение качества знаний
Теория обучения ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ ПАРАДИГМА УЧЕНИЯ Знания находятся «вовне»Знания формируются на основе индивидуального опыта Знания передаются учителем по частям Знания конструируют, получают сами учащиеся Метафора: «кладовая знаний» Метафора: «учиться ездить на велосипеде» Система преподавания и учение обособлены Образовательная среда и учение способствуют развитию друг друга
Распределение ролей, отношений ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ ПАРАДИГМА УЧЕНИЯ Преподаватель – передатчик информации Преподаватель – менеджер, создатель методов обучения Независимость действий, авторитаризм Совместное управление, работа в команде, партнёрство Любой опытный специалист может преподавать Способствовать учению
Структура процесса ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ ПАРАДИГМА УЧЕНИЯ Время – постоянно, Учение - варьируется Учение– постоянно, Время - варьируется Независимые учебные курсы Интеграция курсов Определённое время занятий Учебная среда готова, когда готов ученик Оценка выставляется преподавателем Внешняя оценка учения; оценивание работы
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Компетентностный подход личностная социально- политическая социо- культурная коммуникативная информационная
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: учебные программы, стандарты творчество, критический анализ, коммуникативная компетенция РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: 1. сочетание принципов традиционного и инновационного обучения; 2. технологизация учебного процесса U
Этапы развития педагогической технологии 1 этап, г.г. XX в. С. Андерсен, М. Майер Технология – техника в обучении 1 этап, г.г. XX в. С. Андерсен, М. Майер Технология – техника в обучении 2 этап, г.г. XX в. Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото Технология - ТСО; - эффективность организации УП 2 этап, г.г. XX в. Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото Технология - ТСО; - эффективность организации УП 3 этап, г.г. XX в. Р. Кауфман, М. Эраут Технология – ИКТ; - решение дидактических проблем при управлении УП 3 этап, г.г. XX в. Р. Кауфман, М. Эраут Технология – ИКТ; - решение дидактических проблем при управлении УП Современный этап Технология сближения информационного и дидактического направлений (пример: технология дистанционного обучения) Современный этап Технология сближения информационного и дидактического направлений (пример: технология дистанционного обучения)
Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к запланированным результатам. Г.К. Селевко
Педагогическая технология – греч. «tehnos» – искусство, мастерство, «logos» – учение концептуальность (опора на научную концепцию); системность (логика процесса); управляемость (проектирование, диагностика, коррекция); эффективность (по результатам, оптимальность по затратам); воспроизводимость
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Педагогическое искусство Личностные качества учителя методы формы средства приёмы
Условия эффективности технологий определение цели и конечного результата; моделирование учебного процесса; отбор наиболее значимого материала, его структурирование; система диагностических методов; система коррекционных мер; мотивация учащихся; последовательность всех этапов.
Личностно ориентированные технологии 1. Педагогика сотрудничества. 2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 3. Система Е.Н.Ильина. 4. Система обучения Л.В. Занкова. 5. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 6. Технология диагностического прямого развивающего обучения (авт. – А.А. Востриков). 7. Системы развивающего обучения: развитие творческих качеств личности (авт. – И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). 8. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко. 9. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся 1. Игровые технологии. 2. Проблемное обучение. Педагогические технологии на основе организации учебного процесса 1. Технологии уровневой дифференциации. 2. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов). 3. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). 4. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков). 5. Технология программированного обучения. 6. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). 7. Групповые технологии. 8. Компьютерные (информационные) технологии обучения.
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов). 2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов). 3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев). 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович). Альтернативные технологии 1. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер). 2. Технология свободного труда (С. Френе.) 3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок). 4. Технология мастерских. 5. Технология эвристического образования.
Природосообразные технологии 1. Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир). 2. Технология саморазвития (М. Монтессори). Педагогические технологии авторских школ 1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде). 2. Модель «Русская школа». 3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский). 4. Школа-парк (М.А. Балабан). 5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард).
Удачи, творчества, вдохновения вам и вашим ученикам!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! ВНИМАНИЕ !
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !