«РАО «ЕЭС России» - открытая компания» 26 апреля 2004 года, Москва Экономика энергокомпаний холдинга - текущее состояние и перспективы Заместитель Председателя Правления РАО «ЕЭС России» Я. М. Уринсон
Динамика количества рентабельных и убыточных АО-энерго количество рентабельность по чистой прибыли, % Чистая прибыль (убытки) АО-энерго и АО-ФЭС В целом по холдингу наблюдается рост объема чистой прибыли (план 2004г к уровню 2003г – 169%) Наибольший вклад в итог по чистой прибыли вносят Тюменьэнерго, Мосэнерго, Пермэнерго, Ленэнерго, Вологдаэнерго – по плану 2004г суммарно 6,2 млрд.руб Динамика количества рентабельных и убыточных АО-ФЭС количество рентабельность по чистой прибыли, % Экономическое состояние энергокомпаний РАО «ЕЭС России» Все данные приведены по стандартам РСБУ, с учетом изменений в учетной и налоговой политике 1
Убыточные энергокомпании в 2004 г. 8 АО-энерго убыточны недостаточность тарифов большие коммерческие потери энергии пени, штрафы и убытки некомпенсированный уход потребителей на ФОРЭМ Калмэнерго Ингушэнерго Каббалкэнерго Севкавказэнерго Таймырэнерго Ульяновскэнерго Карчерэнерго Камчатскэнерго «Сахалинэнерго» и «Ставропольская ГРЭС» - нулевая рентабельность по чистой прибыли Главные причины: 2
Снижение темпов роста тарифов на электроэнергию До 2004 г. рост тарифов опережает инфляцию С 2005 года рост тарифов незначительно превысит, а с 2006 года не будет превышать ИПЦ (инфляции) 3
Основные цели и задачи новой тарифной политики РАО «ЕЭС России» РАО «ЕЭС России» в 2003 году выступило с инициативой: - поэтапного снижения темпов ростов тарифов на электроэнергию; - упорядочения тарифной политики на федеральном и региональном уровнях Новая тарифная политика РАО «ЕЭС России» разработана на базе детальных расчетов трехлетних финансовых планов дочерних энергокомпаний и обеспечивает: благоприятные условия для роста экономики России надежное энергоснабжение потребителей дальнейший рост капитализации энергокомпаний выполнение инвестиционных программ сохранение размера дивидендов реализацию программ реформирования 4
Тарифный «коридор» - инструмент сдерживания тарифов Региональные органы ежегодно устанавливают конкретные тарифы в пределах «тарифного коридора» в соответствии с сегодняшней практикой и действующим законодательством (ФЗ-41) ФСТ устанавливает на три года «тарифный коридор» - минимальные и максимальные предельные уровни тарифов Max тариф – для защиты потребителей Min тариф – для защиты производителей электроэнергии 5
Первые итоги новой тарифной политики Проблемы регулирования: В 2004 г. за счет принятия РЭКами тарифов на уровне ниже предельных тарифов ФЭК недополучена тарифная выручка у 50 АО-энерго Холдинга на общую сумму 20,2 млрд.руб (3,2% объема выручки АО-энерго от продажи электрической и тепловой энергии) 26 АО Установленные тарифы ниже предельного уровня на менее 2% 2% и более Недополучение выручки АО-энерго 1,5 млрд.руб 15,8 млрд.руб21 АО Вологдаэнерго, Мосэнерго, Самараэнерго, Пермэнерго, Свердловскэнерго и др. В Тюменьэнерго, Алтайэнерго, Красноярскэнерго тарифы не пересматривались Что сделано: с учетом социально-экономического положения регионов и состояния энергокомпаний дифференцированы и утверждены ФЭК России максимальные уровни тарифов для конечных потребителей; до начала 2004 года в большинстве регионов тарифы установлены; проведен анализ результатов регулирования тарифов на 2004г. и с их учетом направлены в МЭРТ предложения по уровням тарифов на гг. 6 более 2,9 млрд.руб3 АО
Тарифы и затраты Темпы роста среднегодовых затрат и тарифов на электроэнергию Экономическая политика РАО «ЕЭС России» в условиях сдерживания роста тарифов - повышение эффективности деятельности дочерних энергокомпаний, в том числе управление издержками Энергокомпании сокращали темпы роста затрат в гг, и вписались в темпы роста тарифов Но в гг. придется ужесточить борьбу с издержками 7
Программы управления издержками РАО «ЕЭС России» РАО «ЕЭС России» в течение трех лет осуществляет крупномасштабную программу управления издержками Фактически за период гг в целом по Холдингу сокращение затрат достигло 44,4 млрд.рублей, что составляет 5% от объема товарной продукции Холдинга (за вычетом неснижаемых затрат - инвестиций, налогов, дивидендов) оплата труда ремонты и материалы потери непрофили т о п л и в о прочие Основные направления снижения издержек в 2003 г. Приоритетные направления снижения издержек ДЗО Холдинга: ремонты, оптимизация численности персонала, потери электроэнергии Минимизация затрат на топливо в большей степени достигается за счёт снижения удельных расходов топлива в ходе реализации организационно- технологических мероприятий 8
Рост эффективности производства Устойчивая тенденция повышения производительности труда в холдинге – при росте производства численность персонала снижается 9
Управление издержками - новые подходы В соответствии с изменением принципов тарифообразования (от «затраты плюс» к «инфляция минус») изменена концепция управления издержками – с 2004 г. ОАО РАО «ЕЭС России» устанавливает для дочерних энергокомпаний лимит затрат, ограничивающий их (затрат) рост уровнем инфляции. Вместо снижения издержек от заложенного в тариф уровня устанавливается конкретный лимит затрат по следующим агрегированным группам: суммарные эксплуатационные издержки энергокомпании (текущие затраты за вычетом амортизации, абонплаты, налоговых и страховых платежей); внереализационные расходы (т.е. расходы, прямо не связанные с основной производственной деятельностью); потери энергии в сетях и ее расходы на собственные нужды 10
Анализ первых результатов политики стабилизации тарифов показывает наличие ряда макроэкономических и внутренних проблем, но они вполне разрешимы 11 Для этого необходимо активизировать программы управления издержками, повысить эффективность работы энергокомпаний, использовать возможности конкурентного рынка электроэнергии
Спасибо за внимание!