ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ – ПУТЬ К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ. Только в процессе деятельности и благодаря усилиям самого человека формируется структура его особенностей, необходимая в данной деятельности.
Профильное обучение – масштабный проект, соединяющий воедино разрозненные многочисленные эксперименты в системе образования, оценивается как наиболее успешный из всех, проводившихся в последние годы.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение должны занять важное место в базовых школах, создание которых является важнейшей задачей в рамках крмплексного проекта модернизации образовании, направленной на оптимизацию сети образовательных учреждений и повышение их эффективности.
подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения, формирование способностей к осуществлению зрелого выбора. Цель предпрофильной подготовки -
Основными задачами предпрофильного обучения являются:
выявление интересов, склонностей и способностей школьников, способствующих осознанному выбору жизненного и профессионального пути; формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях;
Основные идеи предпрофильного обучения:
введение элективных курсов; введение накопительной оценки учебных достижений учащихся, по типу «портфолио»; проведение межшкольного экзамена и переход на независимую от школы оценку учебных достижений; использование в обучении очно-заочных, дистанционных форм получения образования; обучение учащихся в малых группах, обучение в одной группе учащихся разных школ; проведение рейтинговых соревнований, олимпиад; безотметочная система предпрофильного обучения.
Профильное обучение
гарантирует свободу человека «быть другим», т.к. трудовая деятельность в современных условиях предполагает возможную смену профессий несколько раз за трудовую жизнь; способствует дифференциации обучения на старшей ступени и индивидуально ориентированной составляющей обучения; обеспечивает лучшую преемственность вузовского и школьного образования.
Элективные курсы - важнейшее средство построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Элективные курсы играют важную роль в системе как предпрофильного так и профильного обучения на старшей ступени школы.
- элективный курс для предпрофильной подготовки в 9 классе. Комбинаторика. Основы теории вероятностей
Задачи курса: познакомить учащихся с основными понятиями комбинаторики; развивать у учащихся интуицию, логическое и вероятностное мышление; научить использовать простейшие комбинаторные схемы для вычисления вероятностей событий в классической модели; развивать умения учащихся по применению вероятностных моделей в простейших случаях для оценивания риска, шансов в играх, для принятия решения в ситуациях, зависящих от случая; развивать вычислительные навыки учащихся.
Цели курса:
формирование специального мышления – комбинаторного; построение и применение математических моделей явлений, учитывающих влияние случая, анализ результатов, полученных с помощью вероятностных моделей; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Курс «Комбинаторика. Основы теории вероятностей» рассчитан на 17 часов. Технологии обучения: уроки-лекции, уроки-беседы, семинары, практикумы по решению задач, практикумы по составлению задач. Деятельность учащихся: оформление конспектов уроков, составление и решение задач, участие в семинарах, практикумах, оформление на компьютере и защита творческих работ, выступление ребят в рамках «Недели математики» в школе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1. Введение. Понятие о науке «Комбинаторика». Вероятность вокруг нас. 2. Введение в комбинаторику. Танграм. Методы решения комбинаторных задач. 3. Магический и латинский квадраты. Правило произведения. 4. Факториал числа. 5. Перестановки. 6.Размещения.
7. Сочетания. 8. Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач. 9. Треугольник Паскаля. Бином Ньютона. 10. Комбинаторика от А до Я. Задачи по комбинаторике. 11. Комбинаторика в геометрии. Исторические комбинаторные задачи. 12. Задачи на все вкусы: счастливые билеты, проблемы садовника и многое другое.
13. Статистические характеристики и статистические исследования. 14. Статистика – дизайн информации. 15. Начальные сведения из теории вероятностей. 16. Элементы теории вероятностей и математической статистики. Обобщение по теме. 17. Заключение.
Решение уравнений и систем уравнений с параметром и модулем – элективный курс для 10 класса.
Основной целью курса является рассмотрение наиболее распространенных приемов и методов решения уравнений и систем уравнений.
Уравнения с модулем. Цели занятия: - обобщить и систематизировать понятие модуля; - познакомить учащихся с решением некоторых типов уравнений, содержащих модуль; - развивать познавательные интересы учащихся.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: Обобщение понятия модуль. Устная работа. Знакомство с новой темой. Решение уравнений. Подведение итогов. Самостоятельная работа.
Решите уравнения: 1. 4-х=2 2. х+5=х-7 Примеры карточек : Решите уравнение: 1. х+2+3х-1-х=8 Решите уравнения: 1. 2х+5+2х-3=8 2. х-3=х-3 Решите уравнения: 1. 5х+3=1 2. 2х-3=5 3. х+1=3 Решите уравнения: 1. х+1=3-2х 2. 2х-3-5х+4= х+1-52-х=4х+8-7
Решите уравнения: 1. 2х-1+х=3 2. х-1+1-2х=2х Решите уравнения: 1. х-х+2= х+2=3-х 3. х-2х+1+3х+2=0 4. 2х+1-3-х=х-4 Решите уравнения: 1. х-х+2= х+2=3-х 3. х-2х+1+3х+2=0 4. 2х+1-3-х=х-4 Решите уравнения: 1. х-1-х-2=1 2. 3х-4=0,5