Интегрированный УМК «Открываю законы родного языка, математики и природы» для 1- 4 кл. Семинар НФПК марта 2007 года
Отличительная особенность ИУМК Направленность ИУМК на взаимосвязанное формирование информационной и предметных компетенций младших школьников. Направленность ИУМК на взаимосвязанное формирование информационной и предметных компетенций младших школьников. Возможность использования ИУМК в условиях работы по разным программам и учебникам. Возможность использования ИУМК в условиях работы по разным программам и учебникам. Межпредметная интеграция в содержании обучения и в операционном составе осваиваемых действий. Межпредметная интеграция в содержании обучения и в операционном составе осваиваемых действий.
Отличительная особенность (2) Включение в ИУМК инструментальной компьютерной среды, обладающей рядом особенностей: Включение в ИУМК инструментальной компьютерной среды, обладающей рядом особенностей: адресована учителю и ученику; адресована учителю и ученику; полифункциональна (за счёт включения модулей разного назначения и разнообразных информационных объектов); полифункциональна (за счёт включения модулей разного назначения и разнообразных информационных объектов); открыта (возможность расширения и творческого пополнения содержания среды в соответствии с задачами обучения). открыта (возможность расширения и творческого пополнения содержания среды в соответствии с задачами обучения).
Отличительная особенность (3) Предполагаемый образовательный эффект для учащихся: сформированность комплекса информационных умений; сформированность комплекса информационных умений; действенность и обобщенность предметных знаний и умений; действенность и обобщенность предметных знаний и умений; рост познавательного интереса и познавательного потенциала. рост познавательного интереса и познавательного потенциала.
Образовательные результаты Сформированность комплекса информационных умений для: –поиска информации в различных источниках; –восприятия (наблюдения, чтения, слушания); –переработки (осмысления, преобразования, моделирования, структурирования); –передачи (воспроизведения, интерпретации); –хранения (запоминания с использованием различных приёмов и средств); –представления (оформления результатов деятельности).
2. а) Действенность и обобщенность предметных знаний: - о связях и закономерностях в языке и речи; - о связях и закономерностях в множестве целых неотрицательных чисел и величин; - о связях и закономерностях в живой природе.
2. б) Обобщенность предметных умений Оперирование совокупностью признаков объекта, изучаемых в одной или нескольких предметных областях. Оперирование совокупностью признаков объекта, изучаемых в одной или нескольких предметных областях. Оперирование обобщенными признаками групп объектов/ владение обобщенными понятиями. Оперирование обобщенными признаками групп объектов/ владение обобщенными понятиями. Владение обобщенными алгоритмами. Владение обобщенными алгоритмами. Владение текстовой деятельностью, предполагающей восприятие, воспроизведение и создание учебного научного текста. Владение текстовой деятельностью, предполагающей восприятие, воспроизведение и создание учебного научного текста.
3. Рост познавательного потенциала, который проявляется: - в способности применять знания в широком спектре ситуаций (способности к переносу); - в способности использовать различные способы познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ учебно- научных текстов, интерпретация и обобщение результатов).
Изменение содержания учебных предметов 1. Включение дополнительных сведений по отдельным разделам предметных областей. 2. Рассмотрение некоторых понятий как межпредметных на основе выделения их общих и специфических признаков (интеграция предметных знаний). 3. Включение информационных умений учащихся в круг умений, формируемых совместно с предметными умениями.
Средства и способы достижения Комплекс заданий (входящих в ИКС, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя), который предполагает работу с информацией из различных предметных областей. Комплекс заданий (входящих в ИКС, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя), который предполагает работу с информацией из различных предметных областей. Примеры заданий
Средства и способы достижения Межпредметные элементы ИУМК: задания в шаблонах ИКС, задания в шаблонах ИКС, задания в рабочих тетрадях, задания в рабочих тетрадях, ЦОРы, ЦОРы, интегрированные уроки; интегрированные уроки; Элементы ИУМК для формирования обобщенных предметных умений: ЦОРы, ЦОРы, таблицы, таблицы, задания в шаблонах ИКС и в рабочих тетрадях. задания в шаблонах ИКС и в рабочих тетрадях.Примеры
Влияние изменений на качество образования Способствует формированию действенных и обобщенных предметных знаний и умений. Способствует формированию действенных и обобщенных предметных знаний и умений. Способствует формированию целостной картины мира. Способствует формированию целостной картины мира. Способствует становлению информационной компетентности младшего школьника. Способствует становлению информационной компетентности младшего школьника.
ИУМК позволяет учащимся достичь таких образовательных результатов, как: способность самостоятельно учиться; способность самостоятельно учиться; умение работать в коллективе; умение работать в коллективе; способность осуществлять выбор; способность осуществлять выбор; способность самостоятельно мыслить и действовать, находить варианты решений; способность самостоятельно мыслить и действовать, находить варианты решений; способность решать творческие задачи на основе предметных, общих учебных и интеллектуальных умений. способность решать творческие задачи на основе предметных, общих учебных и интеллектуальных умений.
Особенности ИУМК, которые могут привлечь учителя: Адекватность средств обучения заявленным целям. Адекватность средств обучения заявленным целям. Возможность применять современные ИТ Возможность применять современные ИТ Возможность использовать недоступные и малодоступные источники информации. Возможность использовать недоступные и малодоступные источники информации. Сокращение временных затрат и усилий при подготовке урока. Сокращение временных затрат и усилий при подготовке урока. Возможность развития творческого мышления учителя и учащихся в процессе взаимодействия. Возможность развития творческого мышления учителя и учащихся в процессе взаимодействия. Получение учащимися радости от процесса познания. Получение учащимися радости от процесса познания.