Опережающее и догоняющее обучение физике. Ритмы и интенсивности Кандидат психологических наук В.А. Львовский http://physclub.ru Город Набережные Челны. 13 – 18 февраля 2012 года Курсы «Физика в школе: обеспечение современного качества образования в условиях перехода на новый ФГОС». Семинар 4
Структура семинара ПОГРУЖЕНИЕ в 6 классе гимназии «Золотая Горка» – вводный курс физики: УБ 3 (силовой подход) – 4 ч. / УБ 4 (энергетический подход) – 8 ч. / Рефлексия года и построение карты – 4 ч. / ТРЕНИНГ в 11 классе (учащиеся школ г. Набережные Челны) в рамках программы интенсивной подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ: Подготовка тренинга – и Проведение и рефлексия тренинга –
Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) «Каждый учебный предмет – это своеобразная проекция той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения. Такое проецирование имеет свои закономерности, определяемые целями образования, особенностями самого процесса усвоения, характером и возможностями психического развития школьников и другими факторами». (В.В. Давыдов, Теория развивающего обучения, М, ИНТОР, 1996, с. 275)
Устройство физического мира ФИЗИКА ДИСКРЕТНОГО (СТРУКТУРНАЯ ФИЗИКА) ФИЗИКА НЕПРЕРЫВНОГО ( ПОЛЕВАЯ ФИЗИКА) Из чего все устроено (структуры) и чем все склеено (поля)? Относительность дискретности-непрерывности (корпускулярно-волновой дуализм )
Принципы объяснения физического мира Принцип причинности (лапласовский детерминизм) и вероятностный мир Классическая, релятивистская и квантовая картины мира
Способы описания физического мира Пространство – время Сила – импульс Работа – энергия Экспериментальный и теоретический методы Математические методы
Как устроена физика (к вопросу о структуре знаний) ФИЗИКА ДИСКРЕТНОГО (СТРУКТУРНАЯ ФИЗИКА) ФИЗИКА НЕПРЕРЫВНОГО ( ПОЛЕВАЯ ФИЗИКА) Пространство – время Сила – импульс Работа – энергия Экспериментальный и теоретический методы Математические методы
Как устроен учебный предмет «ФИЗИКА» в возрастной рамке ВВЕДЕНИЕ В «ФИЗИКУ» ВВЕДЕНИЕ В «МЕТОДОЛОГИЮ» «ФИЗИКА» «МЕТОДОЛОГИЯ»
Школьный курс физики в возрастной рамке (конкретизация)
Периодизация культурного развития по Д. Б. Эльконину освоение знаковых средствосвоение смыслов 1-2 кл 5-6 кл 8-10 кл
Ритмы курса физики в деятельностном аспекте Предметная линия (физика)Методология физики УБ
Ритмы курса физики в деятельностном аспекте УБ Предметная линия (физика)Методология физики
Проблематика погружения 1. Возможность и целесообразность раннего обучения физике (с 6 класса) в соответствии с новыми требованиями к качеству современного образования. 2. Методика организации погружения по физике в 6 классе в русле деятельностного подхода.
Структура вводного курса Введение в физический эксперимент: математи- ческая обработка Введение в силовой способ описания явлений Введение в энерге- тический способ описания явлений Введение в физический эксперимент: схематизация опыта
Учебный блок 1 (6 класс) Физический опыт и его схематизация (8 ч.) Начальное и конечное состояния, прямое и обратное действия. Возобновляемость явления через воссоздание начальных условий, идея обратимости/необратимости процессов. Обобщение результатов опыта, связь поставленной задачи с выводами. Схема физического опыта, задающая основания для построения одно- и двухпараметрической зависимости. Статическое и динамическое равновесие. Правило моментов (пример введения мультипликативного понятия). «Пульт управления» опытом как средство объективации зависимости. Технические приложения: весы и термометры. Введение в физический эксперимент
Учебный блок 5 (7 класс) Зависимости и их отображения (16 ч.) Физические величины и их измерение. Прямые измерения. Физический прибор. Единицы измерения. Косвенные измерения. Прямая пропорциональная зависимость между физическими величинами и ее аналитическое и графическое отображение. Удельные величины: масса единицы длины, масса единицы площади, масса единицы объема (плотность). Температура и количество теплоты. Получение и расходование тепловой энергии.Удельные величины (теплоемкость, теплота сгорания топлива). Среднее арифметическое и среднее взвешенное в физике. Введение в физический эксперимент
Учебный блок 2 (6 класс) Управление весом (8 ч.) Масса как скалярная характеристика тела. Вес как векторная характеристика меры воздействия тела на опору (подвес). Динамометр – прибор для измерения силы. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой (на примере задачи определения веса тела в разных условиях). Сила тяжести и ее пропорциональность массе тела. Поведение тел в жидкостях, условия плавания. Плотность тела (пример введения относительного понятия). Введение в силовой способ
Учебный блок 3 (6 класс) Управление силой (8 ч.) Преобразование сил с помощью простых механизмов. Рычаги I и II родов, неподвижные и подвижные блоки, полиспасты, наклонная плоскость Гидравлический пресс. Закон Паскаля. Давление и сила давления. Давление столба жидкости, гидростатический парадокс. Трение полезное и вредное. Введение в силовой способ
Учебный блок 4 (6 класс) Управление работой и энергией (8 ч.) «Золотое правило» механики. Виды энергии и их источники, схемы превращения энергии. Устройства, позволяющие превращать энергию в механическую работу (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания). Работа и мощность. КПД простых механизмов. Введение в энергетический способ
Проблематика тренинга 1. Типичные трудности при подготовке к ЕГЭ, основания педагогической поддержки учащихся 2. Технология подготовки и проведения тренингов для учащихся старших классов
Результаты семинара 3: что мешает хорошо сдать ЕГЭ Учительские Ученические Личностно- компетентностные (УУД) Предметно-содержательные Структура знаний Навыки решения Математика
Проблемы ученические и их преодоление ЗНАНИЯ: структура и логика физики УМЕНИЯ: понимание текста, схематизация, символизация НАВЫКИ: алгебраические, графические и геометрические преобразования ПАМЯТЬ: символы, формулы, уравнения, графики, векторы ОПЫТ: прикидка, оценка, округление, анализ ответа