МОНОГРАФИЯ
Монография посвящена методологии познания и основным направлениям противодействия латентной преступности. Наличие феномена латентной преступности крайне отрицательно сказывается на состоянии законности и правопорядка в обществе, порождает чувство безнаказанности и вседозволенности у правонарушителей. По результатам исследования делается вывод о необходимости совершенствования правовой базы в данной сфере. Монография может быть использовано как в учебном процессе преподавателями и студентами при изучении дисциплины «Криминология» в вузах юридического профиля; при подготовке аспирантов и адъюнктов по специальности (уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право), так и в правоприменительной деятельности.
Актуальность исследования обусловлена опасностью, которую представляет латентная преступность для общества. Эффективно противостоять криминальному натиску можно только владея информацией о фактическом состоянии преступности, отличающейся, к сожалению, от официальных статистических данных. Данное исследование – первая попытка комплексного криминологического изучения на монографическом уровне латентной преступности в Республике Беларусь с использованием современных методик.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Латентная преступность: понятие, основные характеристики и классификация 2. Методики изучения латентной преступности 3. Криминологический анализ латентной преступности и ее профилактика
Латентная преступность (ЛП) представляет собой незарегистрированную часть фактической преступности (Ф). Для выяснения примерного уровня «ЛП» необходимо предельно точно установить неизвестную «Ф» посредством применения статистических, социологических и иных методов измерения латентной преступности. Положительный результат будет способствовать реализации на практике принципа неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления.
Признаки, характерные для латентной преступности : – невыявленность (неустановленность), – неучтенность совокупности преступлений органами, осуществляющими уголовное преследование и привлечение виновных лиц к установленной законодательством уголовной ответственности, регистрацию и учет преступлений.
Виды латентной преступности: Естественно-латентные преступления: общественно опасные деяния, об уголовной наказуемости которых могут не знать как правонарушитель, так и другие лица; преступления, в выявлении которых не заинтересованы сами потерпевшие; преступления, после совершения которых некому сообщить в компетентные органы в силу отсутствия явно выраженной потерпевшей стороны; преступления, о совершении которых известно лишь ограниченному кругу лиц либо только виновному. Искусственно-латентные преступления образуют известные правоохранительным органам совершенные общественно опасные деяния, но не взятые ими по различным причинам на учет. Помимо естественно-латентных и искусственно-латентных преступлений в криминологии выделяют пограничные ситуации и мнимую латентность.
К наиболее востребованным в Республике Беларусь методам выявления латентной преступности относятся: - опросы населения, - виктимологический мониторинг, - контент-анализ материалов прессы, - информационно-сравнительный метод, - модульный анализ конструирования социума. К наиболее востребованным в Республике Беларусь методам выявления латентной преступности относятся опросы населения, виктимологический мониторинг, контент-анализ материалов прессы, информационно-сравнительный метод. Чаще всего опросы населения проводятся в формах анкетирования граждан в возрасте от 18 лет и старше. При этом применяются возможности таких современных технологий, как интерактивный опрос посредством использования глобальной омпьютерной сети «Интернет».
В Республике Беларусь профилактика латентной преступности осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом, индивидуальном.
С целью совершенствования правового регулирования общественных отношений, возникающих в условиях существования феномена латентной преступности, предлагается: Разработать и принять специальную государственную программу предупреждения преступности, которая должна быть составной частью общегосударственной программы борьбы с преступностью и отражать системный и комплексный подходы к разработке средств и методов профилактики преступлений. Внести ряд изменений в нормативные правовые акты Республики Беларусь. Разработать и принять Закон Республики Беларусь «О порядке возмещения ущерба потерпевшим от преступлений».
Спасибо за внимание!