ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА АБАЙДУЛИНА АЛИНА. Собор Святой Софии.
Собор Святой Софии Собор Святой Софии главный православный храм Великого Новгорода, созданный в годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами[1]. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм храма имеется три апсиды центральная пятигранная, и боковые округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Росписи и иконы Софийского собора Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века. Икона Божией Матери «Знамение» Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
Голубь, венчавший крест в советский период Голубь Центральный купол собора с голубем
По преданию в Новгород залетел голубь и сел отдохнуть на крест собора Святой Софии. Увидел голубь зверства опричников и окаменел от ужаса. Разорив город, царь с войском ушёл. Позже одному из новгородцев было видение Пресвятой Богородицы. Она сказала, что голубь будет охранять город, но когда слетит с креста – Новгороду беда. Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. крест с голубем был сбит артиллерийским снарядом. Фашисты почти полностью разорили город. Испанские солдаты вывезли этот крест из России и поместили его в музей военно-инженерной академии Испании. В 2004 г. по просьбе настоятеля собора Святой Софии крест был возвращён в Великий Новгород. Сейчас настоящий крест с голубем находится внутри собора, а на центральном куполе установлена точная его копия.
Спасибо за внимание!