Лекция 14. Политический лоббизм и его роль в реализации власти.
Основные вопросы: 1. Сущность современного лоббизма. 2. Модели и типология лоббизма.
1. Сущность современного лоббизма.
Формирование групп интересов - Результат социального взаимодействия, которое по мере развития общества усложняется, постепенно превращаясь в множество разнообразных, конкурирующих или сотрудничающих между собой групповых интересов.
Типология групп интересов (по Д. Трумэну): - простые группы - политические
Простые группы Выдвигают определенные, специфические требования к другим социальным группам (рабочие - работодателям, пациенты - врачам).
Политические группы Ими становятся простые группы в случаях, когда воплощают свои требования к другим группам в форме обращений к правительству и государственным институтам.
Классификация групп интересов (по Ульриху фон Алеманну) - в сфере экономики и труда (профсоюзы, союзы предпринимателей); - в социальной сфере (благотворительные организации, общества инвалидов и т.п.); - в сфере досуга (спортивные общества и др.);
Классификация групп интересов (по Ульриху фон Алеманну) - религии, культуры и науки (церковь, культурные центры, научные общества); - в сфере публичной политики (антивоенные организации, охрана окружающей среды).
Классификация групп интересов (по Г. Алмонду и Г. Пауэллу) - аномические; - неассоциативные; - институциональные; - ассоциативные.
2. Модели и типология лоббизма.
Модель лоббизма - Совокупность таких факторов, как место и роль лоббизма в политической системе, его трактовка политической культурой, взаимоотношения лоббистских групп и политических партий, особенности их институализации и т.д.
Две модели лоббизма - - плюралистический (англо-саксонский); - корпоративистский (европейский или континентальный).
Типы лоббизма: 1. Политизированные - группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в политическую борьбу.
Типы лоббизма: 2. Социальные - добровольные организации, защищающие интересы социальных групп.
Типы лоббизма: 3. Экономические - финансово- промышленные группы, корпорации и отраслевые комплексы. Исполнительная власть представляет наибольший интерес для крупнейших отраслевых групп давления, ищущих пути воздействия на практическую политику.
Типы лоббизма: 4. Региональные - лоббисты, отстаивающие интересы регионов в Совете Федерации и в других органах власти