История России. 10 класс. Профильный уровень Автор : Лукашкин С. С. ГОУ СОШ 86 Петроградского района Санкт - Петербурга
Цель : создание условий для исследования и принятия учащимися ценностей русской культуры, формирования уважительного отношения к отечественной культуре и истории. Методики и технологии : « Дебаты » Обучение в диалоге
Осознание роли и места христианства в жизни русского человека XVII века. Анализ причин раскола русской православной церкви ( богословских и социальных ). Анализ ценностей русского общества XVII века. Выявление тенденций развития светской власти ( централизации ).
Создать условия для : развития логической грамотности ( аргументация, опровержение ); освоения разных видов публичного выступления ( высказывание, монолог, диалог, полемика ); развития коммуникативной компетентности и развития исследовательской компетентности ( в ходе домашней подготовке ); развития социокультурной компетентности, более глубокого понимания основ традиционной русской культуры ; развития навыков оценочной деятельности и самооценки ; развития информационной компетентности ( при подготовке презентаций ).
1. Воспитание толерантного отношения к представителям иных конфессий и к чужому мнению, посредством исследования и аргументирования заданной позиции. 2. Воспитание культуры общения. 3. Воспитание уважения к русской культуре. 4. Создание условий для культурной самоидентификации учащихся.
На предшествующем уроке формулируются цель « дебатов », тема, производится деление учащихся на группы и определяется домашнее задание для каждой : Каждая группа готовит выступление, определяющее и аргументирующее позицию одной из групп участников раскола ( никониан, старообрядцев, царской власти )
Подготовка выступлений, формирование позиции на основе материалов предложенных учителем ( учебных пособий, фрагментов сочинений Карамзина, Ключевского, Соловьева, фрагментов художественной литературы ).
Группы учащихся последовательно представляют свои позиции ; Отвечают на вопросы ; Опровергают позицию оппонентов и аргументируют свою.
Обобщение исторического материала учителем. Рефлексия учащихся Каждый ученик заполняет анкету, отвечает на вопросы : что нового узнал в ходе урока и подготовки к нему ? чему научился на уроке и при подготовке к нему ? с какими трудностями встретился ? чему еще предстоит научиться ?