Республиканский конкурс электронных презентаций «Викинг полярных морей» Петрозаводск 2011 г. Авторы: Багиров Э. и Перепеч А. – ученики 7 класса МОУ «СОШ 35» Руководитель: Фалькова А.В. – учитель географии МОУ «СОШ 35»
«Нансен был велик как полярный исследователь, более велик как ученый и еще более велик как человек.» Харальд Свердруп – известный норвежский полярный путешественник и геофизик «Нансен был единственным европейским героем нашего времени». Ромэн Роллан
Фритьоф Нансен (норв. Fridtjof Nansen, ) норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки физической океанографии, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год. Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Кристиании (ныне Осло) в усадьбе Стуре-Фрён, принадлежащей его отцу преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. С детства Фритьоф увлекался охотой, ходьбой на лыжах и бегал на коньках. В последнем виде спорта он достиг выдающихся результатов: в 17 лет стал чемпионом Норвегии, а через год чемпионом мира в скоростном беге. 12 лет подряд он побеждал в соревнованиях по длительным лыжным переходам, во время которых ему не раз приходилось преодолевать значительные трудности, в том числе и нехватку продуктов питания.
такое «Нансеновский паспорт»? еще в 1890 году Нансен выдвинул свой план достижения Северного полюса? крупную долю из Нобелевской премии Нансен отдал на оказание помощи голодающим России? Нансен был первым, кто пересек Гренландию на лыжах? Нансен был изобретателем? Нансен был верховным комиссаром Лиги Наций по делам военноплен- ных?
Нансен был человеком изобретательным. Готовясь к переходу через ледяной щит -- Гренландию, чего до него никто не делал, он изобрел легкие лыжи, эластичные сани, несколько напоминающие современный "боб", одежду для долгих переходов и даже алюминиевые кастрюли особой конструкции, в которых при лютых морозах можно быстро, при минимальном расходе топлива приготовить еду на примусе. Все эти маленькие хитрости до сих пор облегчают жизнь полярных исследователей. Малоизвестным в биографии Нансена остается до сих пор факт, что он - автор блестящего инженерного теплотехнического устройства. Что же заставило крупного ученого, бесстрашного и удачливого путешественника, стиравшего с карты Земли самые труднодоступные "белые пятна", талантливого писателя и крупного общественного деятеля, заняться конструированием... печки?
Ответ на этот вопрос находим в книге Ф. Нансена "Фрам" в полярном море": "Большинство путешествовавших на санях в полярных странах жаловались на "арктическую жажду", которая считается почти неизбежным злом при длительных переездах по снежным пустыням. Она усиливается, если попробовать есть снег... То, что мы ничуть не страдали от жажды, бывшей одним из величайших мучений во многих санных путешествиях, надо в значительной степени приписать нашей замечательной походной кухне. Расходуя минимальное количество горючего, мы могли растопить льды и вскипятить себе столько воды, что по утрам пили ее вволю". Что представляет собой эта печка (или кухонный аппарат, как называл ее Нансен), которую он использовал в 1895 году во время санного похода к Северному полюсу?
"Арктическую жажду", которая была бичом путешественников, Нансен утолял практически без дополнительных затрат топлива, только с помощью остроумного инженерного решения.
Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя. Экспедиция отправилась в путь в 1888 г. Вместе с пятью товарищами пытался высадиться близ восточного побережья Гренландии. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья.
Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную терри- торию, а 3 октября 1888 достигла западного побе- режья, совершив первый переход через льды Гренландии. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы. За Гренландскую экспедицию Нансен удостоился двух высоких наград. Шведское общество антропологии и географии вручило ему медаль "Веги" (в 1889 году), а Королевское географическое общество в Лондоне - медаль Виктории (в 1891 году). Обе эти медали присуждаются только в редких случая По результатам этой экспедиции, Нансен написал 2 книги: "На лыжах через Гренландию" и "Жизнь эскимосов"
К 35 годам Нансен осуществил знаменитую экспедицию на «Фраме» ( гг.).
Предварительно вморозив судно в дрейфующие льды, Нансен решил действовать заодно со стихией: он надеялся, что течения и льды увлекут «Фрам» в Центральную Арктику околополюсное пространство, откуда рукой подать до вожделенного полюса. Нансен у «Фрама»
Когда весной 1895 г. выяснилось, что дрейф проходит несколько южнее, начальник экспедиции вместе с молодым штурманом Фредериком Ялмаром Иогансеном отважился покинуть борт «Фрама», чтобы на лыжах и собачьих упряжках достичь легендарной точки. Риск был огромен: стоило отойти от судна на 1020 миль и найти потом «Фрам», уносимый капризным дрейфом, было бы невозможно. Рисунки Ф. Нансена
Пройдя по льдам более 200 км и достигнув рекордной по тем временам отметки 86° 14' северной широты, двое смельчаков были вынуждены отступить.
После первой мировой войны в Лиге Наций, основанной в Женеве, встал вопрос о возвращении военнопленных. Подсчитали, что военнопленные 26 стран ожидали репатриации. Только в одной Сибири их было около полумиллиона. Начались поиски человека, которому можно было бы доверить это ответственное задание. Взоры обратились на Фритьофа Нансена, способности преодолевать трудности, которого были известны всему миру. В 1921 году он был назначен верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных. Вначале нужно было решить вопрос с пленными в Сибири. Проявив особые качества организатора, Нансен собрал средства, договорился о железнодорожной и корабельной перевозке, собрал запасы продовольствия и лекарств. Всем этим поезда и корабли загружались перед отъездом на восток, а когда транспортные средства возвращались на запад, они увозили с собой солдат. За год было репатриировано около полумиллиона военнопленных.
Первая мировая война, октябрьский переворот в России и последовавшая за ним гражданская война лишили крова и надежды на будущее множество людей. Речь идет о почти двух миллионах человек, не признавших власть большевиков и вынужденных бежать от их преследования на чужбину. Они скитались из одной страны в другую, бедствовали, болели, не имели пристанища и каких-либо документов, удостоверяющих их личность. С присущей ему энергией и целеустремленностью верховный комиссар Лиги Наций по делам военнопленных Нансен взялся за разработку международных соглашений о беженцах.
Именно по его инициативе с 1922 года Лига Наций начала выдавать беженцам и лицам, не имеющим гражданства, особые удостоверения, позволяющие скитальцам вернуться на родину или хотя бы найти приют. Вскоре этот документ, получивший неофициальное название Нансеновского паспорта, был признан 52 странами.
В 1921 году, вследствие страшной засухи, на Волге был полный неурожай. Голод был неизбежен. Нансен выступил с предложением образовать "на чисто гуманитарных основах" комиссию, которая немедленно бы взялась за организацию помощи голодающим на Волге. 30 сентября Лига наций вынесла свое окончательное решение - помощь голодающим на Волге должна быть делом частных лиц. Правительства не дадут кредитов, пока советская власть не признает царских долгов. Нансен вносит от себя крупную сумму. Уже в сентябре были отправлены первые поезда с продовольствием для голодающих. Благодаря неутомимой энергии Нансена было спасено множество жизней.
Моссовет в признание заслуг Нансена, как великого гуманиста, избрал его своим почетным членом. Сегодня в центре старой Москвы, в Большом Левшинском переулке, Фритьофу Нансену установлен памятник. Российский скульптур Владимир Цигаль изобразил Нансена в полный рост, Он держит за руку маленькую девочку, которая прижала к себе каравай хлеба. Имя Фритьофа Нансена носит одна из московских школ, в здании которой находится пока единственный в Москве, музей Фритьофа Нансена.
Когда произносят: Фритьоф Нансен,- загораются глаза у мальчишек, бредящих опасными, но такими милыми их сердцу путешествиями. Когда произносят: Фритьоф Нансен, - становится теплее на душе у стариков, помнящих, как часто звучало это доброе имя в дни их молодости... Да, это был великий путешественник и великий гуманист.