Андрагогика – теоретическая основа методической работы Е.В. Василевская, к.п.н., доцент кафедры образования взрослых АПК и ППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика Искусство и наука обучения детей Андрагогика Искусство и наука помощи взрослым в обучении.
Advertisements

Андрагогика – теоретическая основа методической работы.
АНДРАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приходько В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой андрагогики.
Андрагогический подход в образовании взрослых Кузнецова И.Ю. методист лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО»
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Образование через всю жизнь…»
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
описание ситуации, содержательный материал, где необходимо предложить варианты действий по проблеме. описание ситуации, содержательный материал, где необходимо.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ Змеёв С.И Волгоград, 2011.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
Педагогическое проектирование образовательного процесса как условие реализации ФГОС 26 апреля 2016 г.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Транксрипт:

Андрагогика – теоретическая основа методической работы Е.В. Василевская, к.п.н., доцент кафедры образования взрослых АПК и ППРО

Понятие «андрагогика» г. (Капп А., немец. историк педагогики) Понятие «андрагогика» г. (Капп А., немец. историк педагогики) андрос – мужчина, человек агогейн – вести Ведение взрослого человека (о ведении с помощью образования) Андрагогику рассматривают с разных позиций, как: - область научного знания; - сферу социальной практики; - учебную дисциплину

Междисциплинарный характер андрагогики Взаимосвязь андрагогики, педагогики и теории образования взрослых. Взаимосвязь андрагогики, педагогики и теории образования взрослых. Педагогика – становление человека в педагогической реальности Педагогика – становление человека в педагогической реальности Теория образования взрослых – система образования взрослых как социокультурный институт Теория образования взрослых – система образования взрослых как социокультурный институт Андрагогика – теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования Андрагогика – теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования

Педагогика Искусство и наука обучения детей Андрагогика Искусство и наука помощи взрослым в обучении

Оценка решенной задачи Понимание предмета своей деятельност и Понимание технологии

ПедагогикаАндрагогика Опыт Незначительный Ученики – богатый источник обучения Готовность Задачиразвитияобщественныхролей Биологическоеразвитие,социальноедавление Временнаяперспектива ОтсроченноеприменениеНемедленностьприменения Ориентация на обучение Центр на предмете Центр на проблеме

ПедагогикаАндрагогика ПланированиеУчителем Механизм для взаимного планирования Диагноз потребностей Учителем Взаимное самоосмысление Формулирован ие целей Учителем Взаимные переговоры ОценкаУчителем Взаимное переосмысление потребностей, взаимное изменение программы Климат Авторитарный, конкурентный Взаимность, уважение, сотрудничество

Особенности взрослого учащегося Взрослые ученики более целенаправленны. У взрослых имеется прошлый учебный опыт, т.е. имеют тенденцию связывать то, чему их учат, с тем, что они уже знают. Взрослые принимают активное участие в учебном процессе У взрослых имеются мнения о том, чему их учат. Андрагогика ориентирована не на догматическое, а на критическое и творческое восприятие, на сотворчество с теми, кто вступает с ней в диалог.

К особенностям взрослых учащихся относятся и следующие: К особенностям взрослых учащихся относятся и следующие: потребность в обосновании (смысле); потребность в обосновании (смысле); потребность в самостоятельности; потребность в самостоятельности; жизненный опыт; жизненный опыт; назревшая необходимость; назревшая необходимость; практическая направленность. практическая направленность.

Одной из причин кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось в третьем тысячелетии, является кризис компетентности современных людей. Одной из причин кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось в третьем тысячелетии, является кризис компетентности современных людей. Образование взрослых является ключевым звеном развития всего образования в России. Образование взрослых является ключевым звеном развития всего образования в России. Образование взрослых – это сфера образовательных услуг Образование взрослых – это сфера образовательных услуг

Обучение взрослых в системе непрерывного образования Идея непрерывности образования появилась в истории культуры в эпоху Платона и Аристотеля; теоретически обоснована Я.А. Коменским; в полной мере общество приступило к осмыслению и воплощению этой идеи на практике в последней трети XX века. Идея непрерывности образования появилась в истории культуры в эпоху Платона и Аристотеля; теоретически обоснована Я.А. Коменским; в полной мере общество приступило к осмыслению и воплощению этой идеи на практике в последней трети XX века.

Функции непрерывного образования Развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста); Развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста); Компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании); Компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании); Адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях изменяющейся ситуации в системе образования); Адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях изменяющейся ситуации в системе образования); Интегрирующая в незнакомый и культурный контекст; Интегрирующая в незнакомый и культурный контекст; Ресоциализация (повторная социализация) Ресоциализация (повторная социализация)

Содержание непрерывного образования Выделяются три смысловые области обучения: Выделяются три смысловые области обучения: - обучение грамотности – в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; - профессиональное обучение – профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации; - общекультурное обучение – дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью

Методы профессионального обучения Инструктаж Инструктаж Ученичество и наставничество ("коучинг") Ученичество и наставничество ("коучинг") Лекция Лекция Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) Деловые игры Деловые игры Самостоятельное обучение Самостоятельное обучение Обучение с использованием ИКТ Обучение с использованием ИКТ

Три ступени обучения слушать видеть делать «Услышу и забуду, увижу и запомню, сделаю и пойму»

Что остается в памяти Через 3 часа Через 3 дня Только словесная презентация 25%10% Только демонстрация 72%20% Смешанная презентация 85%65%

Пирамида обучения Лекции 5% Чтение 10% Видео- и аудиоматериалы 20% Демонстрация 30% Дискуссионные группы 50% Практические действия 75% Обучение других, безотлагательное применение знаний 90%

Стадии процесса усвоения 1. О сознание 2. И нтерес 3. О ценка 4. И спытание 5. У своение или отвержение

Циклы обучения Мотивация Мотивация Информация Информация Обработка Обработка Выводы Выводы Применение Применение Обратная связь Обратная связь

Обучение - процесс, состоящий из четырех стадий Знать (что) Знать (что) Знать (как) Знать (как) Знать (почему) Знать (почему) Интересоваться (почему) Интересоваться (почему)

Стиль обучения Деятель - «Все в жизни нужно попробовать». Деятель - «Все в жизни нужно попробовать». Наблюдатель - «Сначала я должен это обдумать». Наблюдатель - «Сначала я должен это обдумать». Прагматик - «Посмотрим, как это согласуется с...» Прагматик - «Посмотрим, как это согласуется с...» Теоретик - «Должен существовать способ получше». Теоретик - «Должен существовать способ получше».

Специфика обучения взрослого человека 1. Н еобходимость постоянного обновления ЗУН, приобретение дополнительного образовательного опыта 2. У чет низкой или снижающейся обучаемости 3. П сихологический статус преподавателя относительно обучающегося 4. О бучение параллельно работе 5. Н е только учить, но и переучивать

СРЕДА ОБУЧЕНИЯ Физическая: ОсвещениеОсвещение ЗвукЗвук ТемператураТемпература ОснащенностьОснащенность Психологическая: ЯзыкЯзык Уровень образованияУровень образования Отсутствие опасностиОтсутствие опасности Свобода выражения идей и мнений корректировка содержания в ответе на пожелания студентовСвобода выражения идей и мнений корректировка содержания в ответе на пожелания студентов

Наиболее утомительные и относительно легкие дни

Типы обучающихся Учащиеся, ориентированные на цель. Эти люди используют образование для достижения четких задач. Учащиеся, ориентированные на деятельность. Те учащиеся, которые принимают участие в учебных мероприятиях для знаний, а также для социального контакта и человеческих отношений, которые они дают. Учащиеся, ориентированные на учебу. Те учащиеся, которые ищут знания ради знаний. утилитарнаямотивация мотивацияпрестижа мотивация, при которой знания – самоцель

Типы преподавателей: 1. Теоретики 2. Тьюторы 3. Менеджеры 4. Проблематизаторы 5. Консультанты 6. Практики 7. Источники информации 8. Контролеры 9. Артисты 10. Ремесленники

Образ современного методиста 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ 5. _______________

Образ современного методиста 1. личность 2. компетентность 3. своя философия 4. эффективное использование методов и приемов

Обязательные личностные качества преподавателя Умение общаться с людьми Умение общаться с людьми Уважительное отношение к коллегам и обучаемым Уважительное отношение к коллегам и обучаемым Умение использовать всевозможные методы и способы в процессе обучения взрослых Умение использовать всевозможные методы и способы в процессе обучения взрослых Желание обмениваться опытом с коллегами Желание обмениваться опытом с коллегами Стремление к самосовершенствованию на протяжении всей жизни Стремление к самосовершенствованию на протяжении всей жизни Умение сформировать свои собственные философские образовательные позиции и разработать свой собственный свод законов по этике преподавания Умение сформировать свои собственные философские образовательные позиции и разработать свой собственный свод законов по этике преподавания

Показатели правильно выбранной профессиональной позиции андрагога Открытость и доверие взрослой аудитории Открытость и доверие взрослой аудитории Высокая степень внутренней включенности слушателей в работу Высокая степень внутренней включенности слушателей в работу Устойчивость познавательной активности учащихся Устойчивость познавательной активности учащихся Искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю Искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю Предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий Предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий Желание прислушаться к мнению преподавателя Желание прислушаться к мнению преподавателя

Требования, которые необходимо соблюдать, работая со взрослыми: Темп сообщаемого материала должен соответствовать темпу овладения им учащимся. Представление новой информации следует давать в начале обучения. Соединение визуальной и вербальной информации. Предоставление возможности применения материала на практике.

Технологии обучения взрослых Должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся: Должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся: 1. Модульное обучение ориентировано на развитие компетентности, которая позволяет человеку быть востребованным на рынке труда. 2. Дистанционное обучение - способ учебной деятельности в особой адаптивной информационной среде

Типичные ошибки обучения педагогов ОУ 1. Развитие ради развития 2. Развитие как развлечение 3. Суперразвитие одних за счет других 4. Сокращение расходов на профессиональное развитие

Совет 1. Мы учимся, когда у нас есть желание учиться. Совет 1. Мы учимся, когда у нас есть желание учиться. Совет 2. Мы учимся, когда учение приносит нам радость Совет 2. Мы учимся, когда учение приносит нам радость Совет 3. Умейте адаптироваться Совет 3. Умейте адаптироваться