ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА По материалам лаборатории прогнозирования и развития общественного и семейного воспитания НИИ семьи
Подчеркивали огромную роль семьи в развитии личности, отмечая, что родителям важно приобретать знания, изучая педагогическую литературу и общаясь с квалифицированными педагогами. Развивали идею решающего влияния родителей не только на воспитание, но и на образование ребенка. Родители, по мнению исследователей, не готовы к такой ответственной роли, поэтому необходима тесная взаимосвязь семьи с образовательным учреждением с целью просвещения родителей в вопросах педагогики, психологии, гигиены. Выделены принципы доверия и сотрудничества как основные в организации работы с родителями. ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский
1 группа исследований: Г.К. Мамедов, О.Н. Урбанская, Н.А. Стародубова, И.В.Гребенников,В.К. Котырло, Е.И. Наседкина, З.И. Теплова. 2 группа исследований: Т.А. Куликова, Т.А. Данилина, Е.В. Губанихина, О.В. Солодянкина, Т.Н. Доронова, Л.М. Шипицына, В.Н. Гуров, И.А. Хоменко, А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина, Л.Ф. Чупров, С.И. Крамаренко, Е.Г. Чигинцева, Е.С. Евдокимова, Н.В. Микляева. Основная идея: большое внимание необходимо уделять не только изучению и развитию воспитательных функций семей, но и психологической культуре родителей, ознакомлению их с особенностями и проблемами психического развития ребенка. 3 группа исследований: Н.А. Каратева, И.В. Крупина, О.И. Давыдова. 4 группа исследований: А.Н. Евсеева, О.В Барсукова, И.Н. Евграфова, И.Г. Швец, А.В.Неделина,О.В. Огороднова, А.Ю. Монахова, О.М. Вотинова, Н.П. Листратенко. 5 группа исследований: Л.Н. Константинова, Е.П. Арнаутова, А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина, Ю.А. Атемаскина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.Н. Доронова,Е.С. Евдокимова, М.Г.Нестерова. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ: Объединение усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании и развитии гармоничной личности ребенка, Помощь семье в обеспечении благополучного будущего каждого ребенка
Новый статус РОДИТЕЛЯ сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей – родители нуждаются в компетентной помощи. Широчайшие возможности ДОУ для организации совместной работы.
Массовая просветительская деятельность Совместное детско-родительское взаимодействие под руководством специалистов Ориентировка на общий контингент Возможность дифференцированного подхода к семье Принцип принудительного участия Принцип добровольного участия в мероприятиях Родитель – пассивный слушатель Активная позиция родителя Разовые, бессистемные мероприятия Планомерная, последовательная, систематическая работа
Мотивация семьи на сотрудничество Эффективность научно обоснована и эмпирически доказана на базе ГОУ Центра развития ребенка д/с 69: -в процессе непосредственной организации работы; - в рамках творческой лаборатории педагогов- психологов Южного округа г. Москвы по работе с семьей;
Участники клуба – все желающие семьи наших воспитанников, дифференцированные по запросам, потребностям, проблемам: Клуб родителей детей раннего возраста «Карапузы» Клуб семей будущих первоклассников Клуб многодетной семьи Клуб одиноких родителей «Папамама» – это я» и другие…
Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, сложностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем, с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать семинар, тренинг, совместное занятие, которые ему важно посетить. Содержание работы детско- родительского клуба