Конвенция ЕЭК ООН по трансграничным водам : обязательства и практическое применение Франческа Бернардини, руководитель секретариата Конвенции, ЕЭК ООН
Конвенция по трансграничным водам Подписана 17 марта 1992г. Вступила в силу 6 октября 1996 г. Протокол по проблемам вода и здоровья 1999 г., вступил в силу в 2005 г. Протокол по гражданской ответственности принят в 2003 г.
Статус ратификации Конвенции 37 стран и Европейский Союз Стороны Страны в процессе присоединения Страны, не являющиеся Сторонами
Поправка 2003 года Открывает Конвенцию для принятия странами, не входящими в ЕЭК ООН Сильная приверженность Сторон добиться вхождения поправки в силу к концу 2012 г.
Основные обязательства по Конвенции -Защита трансграничных вод путем предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия -Справедливое и разумное использование трансграничных вод -Обязательство сотрудничества посредством соглашений и совместных органов ** Общая цель достижения устойчивости
Поэтапный подход Природа «должной осмотрительности» обязательства по предотвращению, ограничению и сокращению трансграничного воздействия «Все соответствующие меры» зависят от потенциального риска, от возможностей самой страны… Примеры мер содержатся в Руководстве по внедрению Конвенции Хорошая практика - разрабатывать национальный план выполнения
Целостный подход Трансграничное воздействие означает значительное вредное воздействие на безопасность и здоровье человека, флору, фауну, почву, воздух, климат, ландшафт и исторические памятники или другие материальные объекты, а также социально-экономические условия Поверхностные и подземные воды и связи с морями, куда они впадают Концепция водосбора => ИУВР «Значительное» => приемлемый порог вреда
Принцип «загрязнитель платит» Ст. 2.5 (b) Расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем Двоякая функция ПЗП: –Избежание причинения ущерба (превентивный характер) –Инструмент уменьшения последствий и восстановления ущерба, а также финансирования мер по восстановлению Преимущественно внутригосударственный характер ПЗП: регулирует отношения внутри территории отдельной Стороны, а не между Сторонами. Не дает правовых оснований для требований о компенсации за трансграничный ущерб между Сторонами
Две категории обязательств Для всех Сторон => также полезно для национального законодательства Для прибрежных Сторон
Сотрудничать, основываясь на равенстве и взаимности Заключать дву- и многосторонние соглашения Учреждать совместные органы (напр., речные комиссии) Консультации и обмен информацией Совместный мониторинг и оценка Выдвижение совместных целей и программ согласованных действий для совместно используемых вод Положения, касающиеся прибрежных Сторон