Важность фармакоэкономических данных для принятия решений о государственном возмещении стоимости лекарств в Европе Ron Baynes Pharmaceutical Pricing & Reimbursement Consultant Москва, 16 декабря 2008
Цели презентации: Продемонстрировать: –Различие целей руководящих органов ЕС и фармацевтической индустрии в оплате новых и существующих медикаментов –Как это противоречие может быть преодолено –Важность роли, отводимой фармакоэкономике 1
Основная цель – не выйти за рамки бюджета. Существует два основных подхода : Расходы бюджета = Цена x Количество Прямой контроль Непрямой контроль Контроль над ценами путем прямых переговоров или иными путями Ограничение объема закупок путем непрямых механизмов Хотя у каждой страны своя система оплаты медикаментов и установления цены на них, цели их похожи:
Чтобы обеспечить интересы акционеров и максимально компенсировать затраты на исследования, фарминдустрия хотела бы: Максимизировать прибыль = увеличить объем продаж х оптимизировать цену На практике это означает: 1) Для новых продуктов: Добиться максимального уровня оплаты медикаментов государством по оптимальной цене за кратчайшее время с минимальными ограничениями назначения медикаментов 2) Для ранее выпущенных на рынок продуктов: Поддержание цены и уровня оплаты медикаментов государством на протяжении всего жизненного цикла продукта Основные цели фармбизнеса? 3
Длительность задержки (в днях) Задержки в установлении уровня оплаты государством (после получения регистрации) приводит к значительному снижению прибылей фармкомпаний В ряде случаев задержка вывода на рынок связана с другими причинами, например, с нехваткой препаратов на складе Источник: IMS 4
Данные о фармкомпаниях EU –апрель 2007 Доля препаратов по оптимальной цене 0% 100% Среднее время от регистрации препарата до доступа на рынок Максимальная стоимость за минимальное время Да! Есть компании, добивающиеся оптимальных цен при быстром доступе на рынок Источник: IMS 5
1. Они доказали ценность для регулирующих органов и «плательщика» на протяжении всего процесса: Вывод на рынок: создание продукта (включая клинические и фармако- экономические компоненты) Регуляторная фаза: создание продукта и получение лицензии Фа зы I-II Выявление молекулы Фа за III Пре д- рег ист ра- цио нна я фаз а Вы вод пре пар ата на ры нок Подд ержк а Product License Patent Expiry Именно так это происходит в большинстве компаний……….. Ценность продукта для «плательщика» доказывается путем включения соответствующих исследований в протоколы клинических испытаний 6
2.В процессе создания продукта, необходимо учитывать все потребности «плательщика» National Regional Local Во Франции национальное ведомство является основным потребителем Некоторые страны (в т.ч.Испания и Италия) делегируют ответственность региональным структурам В Великобритании и Германии большая часть решений принимается на местном уровне 7
Возможности штаб- квартиры Создание продукта Оценка продукта для лицензирова- ния Вопросы определения цены и обеспечения доступа на рынок Филиалы: фокус и ресурсы Стратегия маркетинга 3. Распределение функций между штаб-квартирой и местными подразделениями фармкомпаний Источник: IMS Возможности местных подразделений 8
Фармакоэкономика вносит значительный вклад в демонстрацию ценности продукта правительственным органам и «плательщикам» Референтная стоимость Дифференциальная стоимость (Восприни- маемая стоимость) V R D (Цена наилучшей альтернативы) (Различие в стоимости) © PriceSpective 2008 V= R+/- D 9
Фармакоэкономика вносит значительный вклад в демонстрацию дифференциальной стоимости продукта правительственным органам и «плательщикам» Референтная стоимость Дифференциальная стоимость (Восприни- маемая стоимость) V R D (Цена наилучшей альтернативы)) (Различие в стоимости © PriceSpective 2008 V= R+/- D Клинические преимущества: эффективность, безопасность, побочные эффекты + Экономика здравоохранения: экономическая эффективность, влияние на бюджет. Препараты сравнения Нуждающееся в препаратах население Показания И т.д. 10
Наиболее часто используемые в ЕС подходы для оценки ценности продукта 1. Экономическая эффективность 2. Экономически обоснованная цена 3. Анализ влияния на бюджет 4. Оценка технологий здравоохранения - Health technology assessment (HTA) 11
Где требуется НТА?Страна Определение цены Возмещение стоимости Включение в формуляр Australia Обязательно Belgium Обязательно Canada Обязательно Denmark Обязательно Finland Обязательно France Используется на уровне больниц Italy Обязательно Germany IQWiG (в некоторых случаях) Netherlands Обязательно Norway Обязательно Portugal Обязательно Spain Обязательно Используется на уровне больниц Sweden Обязательно UK Обязательно в ШотландииРекомендовано US Обязательно в некоторых случаях 12
Примеры: Как решения, основанные на HTA/фармакоэкономике, влияют на потребление медикаментов Источник: IMS Негативное решение NICE март 2002 Потребитель не был убежден Потребитель оценил стоимость Позитивное решение NICE октябрь
Великобритания: HTA/фармакоэкономическая оценка Анакинры (лечение ревматоидного артрита) 14
Швеция: HTA/фармакоэкономическая оценка суматриптана (лечение мигрени) Источник: IMS HEALTH 15
Великобритания: HTA/фармакоэкономическая оценка бариатрической хирургии (лечение ожирения) Источник: IMS Health 16
Великобритания: HTA/фармакоэкономическая оценка Оксалиплатина при раке прямой кишки 17
В заключение ………………… 18
Вызов для фармакоэкономики - помочь в достижении целей как для правительств стран ЕС, так и для фармацевтической индустрии Правительства стран ЕС должны: Достичь своих целей в здравоохранении Обеспечить население эффективными медикаментами Не выходит за пределы бюджета Принимать объективные решения на основе данных об эффективности Фармацевтическая индустрия должна: Иметь однозначные «правила игры» установленные правительствами Предоставлять релевантные данные об эффективности препаратов Иметь возможность получать прибыль и реинвестировать в разработки Выигрывают обе стороны 19
Спасибо за внимание!