Становление региональной системы контроля и надзора в сфере образования Гуляева Ирина Леонидовна, начальник отдела контроля качества образования департамента образования Вологодской области
Потенциал Вологодской области в реализации процедур контроля и оценки качества образования реализуются процедуры лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений реализуются процедуры лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений осуществляется контрольно-инспекционная деятельность осуществляется контрольно-инспекционная деятельность функционирует система аттестации педагогических и руководящих работников функционирует система аттестации педагогических и руководящих работников создано и функционирует государственное учреждение Вологодской области «Центр оценки качества образования» создано и функционирует государственное учреждение Вологодской области «Центр оценки качества образования»
Федеральный закон от ФЗ (разграничение полномочий между уровнями управления) Компетенция субъекта Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании» Ст.29 подпункт 7 «создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений), а также лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации» Ст.29 подпункт 17 «право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием»
Вологодская область Перечень объектов надзора и контроля Региональный уровень Перечень объектов надзора Муниципальные органы управления образованием - 28 Образовательные учреждения независимо от форм собственности – 1557 Из них: - дошкольные образовательные учреждения – общеобразовательные учреждения – образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 35 - учреждения начального профессионального образования – 45 - учреждения среднего профессионального образования – 33 - учреждения дополнительного образования детей – центры психолого-медико-социального сопровождения – 5 Перечень объектов контроля Образовательные учреждения, подведомственные ОУО - 93 Образовательные учреждения независимо от форм собственности (в части исполнения государственных образовательных стандартов (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений))
Оценка качества образовательных достижений выпускников образовательных учреждений Образовательное учреждение Учреждения начального и среднего профессионального образования - подготовка сведений о выпускниках в ОУ - участие в оценке качества образовательных достижений - учет результатов оценки качества - подготовка сведений о выпускниках каждой ступени образования в ОУ - участие в оценке качества образовательных достижений - учет результатов оценки качества Отдел государственной аккредитации образовательных учреждений департамента образования - формирование плана-графика проведения государственной аккредитации ОУ - учет результатов оценки качества образовательных достижений при подготовке заключения по результатам проведения государственной аккредитации ОУ Отдел контроля качества образования департамента образования - формирование графика проведения оценки качества образовательных достижений - координация проведения оценки качества образовательных достижений - подготовка заключения по результатам проведения оценки качества образовательных достижений ГУ ВО «Центр оценки качества образования» - формирование выборки респондентов - подготовка пакетов с КИМ и бланками ответов - проведение оценки качества образовательных достижений - обработка и анализ данных Муниципальный орган управления образованием - оказание содействия в проведении оценки качества образовательных достижений - учет результатов оценки качества
Региональная система оценки качества образования Департамент образования Вологодской области Управление контроля качества образования Отдел контроля качества образования Отдел государственной аккредитации образовательных учреждений Отдел лицензирования образовательной деятельности ГУ Вологодской области «Центр оценки качества образования» осуществляет инструктивно- методическое, материально- техническое, информационно, финансовое обеспечение РСОКО ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» осуществляют кадровое, научно- методическое обеспечение РСОКО Рабочая группа как координирующий орган по развитию РСОКО Муниципальные органы управления образованием Методические объединения Службы обеспечения качества образования Образовательные учреждения (ДОУ, ООУ, ДОП, СПО, НПО) Методические объединения Службы обеспечения качества образования Процедуры контроля и оценки качества образования - лицензирование образовательной деятельности, - государственная аккредитация образовательных учреждений, - государственная (итоговая) аттестация, в том числе в форме и по материалам ЕГЭ, - контрольно-инспекционная деятельность, - аттестация педагогических и руководящих работников, - мониторинг качества образования Аспекты качества образования - качество результата - качество условий - качество процесса Нормативно-правовое, кадровое, материальное, финансовое, информационное, научно-методическое обеспечение Информатизация системы образования
Переданные полномочия осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением учреждений, отнесенных к полномочиям Рособрнадзора) осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением учреждений, отнесенных к полномочиям Рособрнадзора) лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением учреждений, отнесенных к полномочиям Рособрнадзора) лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением учреждений, отнесенных к полномочиям Рособрнадзора) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования контроль за исполнением предписаний контроль за исполнением предписаний
Структура управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Вологодской области Департамент образования Вологодской области Управление по контролю и надзору в сфере образования Начальник управления Заместитель начальника департамента Отдел контроля и надзора в сфере образования Отдел государственной аккредитации образовательных учреждений Отдел лицензирования образовательной деятельности
Структура государственного учреждения, осуществляющего организационно-техническое сопровождение реализации переданных полномочий по надзору и контролю в сфере образования ГУ Вологодской области «Центр оценки качества образования» Директор Специалист по кадрам Юрисконсульт Заместитель директора Отдел образовательной экспертизы Отдел реализации мониторинга приоритетного национального проекта "Образование» Отдел мониторинга качества образования Административно- хозяйственный отдел Отдел информацион- ных технологий Организацион- ныйотдел
Основные функции отдела контроля и надзора в сфере образования 1. Осуществление контроля качества образования. 2. Осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории области образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 21 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании»), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. Проведение выездных (инспекционных) и камеральных проверок образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Контроль исполнения образовательными учреждениями и (или) органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в области образования. 3. Обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена выпускников XI (XII) классов образовательных учреждений общего образования и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и их филиалах, реализующих программы среднего (полного) общего образования. 4. Формирование и ведение баз данных по контролю и надзору в сфере образования.
Основные функции отдела лицензирования образовательной деятельности 1. Ведение Реестра образовательных учреждений (организаций) области. 2. Организация и проведение лицензирования образовательной деятельности. 3. Лицензирование образовательной деятельности по отдельной, новой программе. 4. Переоформление лицензии на образовательную деятельность. 5. Контроль за соблюдением лицензионных условий. 6. Контроль за исполнением образовательным учреждением (организацией) предписаний об устранении выявленных в ходе лицензирования (контроля соблюдения лицензионных условий) нарушений. 7. Инструктивно-методическое и информационное обеспечение органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Основные функции отдела государственной аккредитации образовательных учреждений 1. Организация и проведение государственной аккредитации образовательных учреждений. 2. Государственная аккредитация образовательных учреждений по отдельной, новой образовательной программе. 3. Переоформление свидетельства о государственной аккредитации. 4. Ведение Реестра свидетельств о государственной аккредитации, выданных образовательным учреждениям, расположенным на территории области. 5. Сбор и обработка информации для ежегодного расчета и установления средних региональных аккредитационных показателей для образовательных учреждений различных типов, видов и категорий.
Перспективы работы Необходима разработка методического обеспечения, способствующего формированию и реализации единых подходов к организации инспекционных проверок Важным аспектом в повышении эффективности контроля и надзора является их информационное сопровождение. Публичное представление результатов инспекционной деятельности должно стать важной составляющей системы профилактики нарушений законодательства в области образования Требуется четкая регламентация как содержания, так и процедур проведения инспекционных проверок. В настоящее время содержание контрольно- надзорной деятельности определено в обобщенном виде и представлено двумя направлениями: исполнение законодательства и качество образования. Нерешенной остается проблема кадрового обеспечения инспекционной деятельности: недостаточная численность сотрудников; низкий уровень подготовленности экспертов, привлекаемых к процедурам контроля и оценки.
Становление региональной системы контроля и надзора в сфере образования Гуляева Ирина Леонидовна, начальник отдела контроля качества образования департамента образования Вологодской области