Внутришкольный контроль – фактор повышения качества образования Ноябрь, 2009 г. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
Факторы, определяющие качество образования качество образовательных целей; качество образовательных стандартов и эталонов; качество образовательных программ; качество кадрового потенциала; качество учащихся на входе; качество выпускников на выходе; качество средств образовательного процесса; качество образовательного процесса; качество системы контроля достижений; качество исследовательской работы; качество структуры управления.
Объекты управления Материально-технический блок Финансово-экономический блок Нормативно-правовой блок Мотивационный блок Образовательный блок Программно-методический блок Управленческий блок
Традиционный управленческий цикл Анализ Планирование Организация Контроль Регулирование Целеполагание
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ 7 февраля 2001 г. N О СОДЕРЖАНИИ И ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО КОНТРОЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Качество управления ОУ Объективность + Реалистичность = Управленческие решения Внутришкольный контроль – способ получения информации
Нормативно-правовое обеспечение должностного контроля Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму от N33); Указание от N "О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования"; Письмо от N "Об обеспечении инспекционно- контрольной деятельности"; Приказ от N 473 "Об упорядочении инспекционно- контрольной деятельности в системе образования"; Письмо от N "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации"; Письмо от N "Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии"; Письмо от N "Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях"; Письмо Минобразования России от N "О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся";
Нормативно-правовое обеспечение должностного контроля (продолжение) Приказ от N 2177 "О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся"; Письмо от N "О предупреждении(недопущении) чрезвычайных происшествий среди обучающихся"; Письмо от N ин/32-03 "О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ"; Приказ от N 2682 "О нарушениях при подготовке, проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений".
Тематика проверок 1. Состояние преподавания учебного предмета (...указать). 2. Выполнение образовательных программ: 2. Выполнение образовательных программ: - проведение контрольных срезов текущей успеваемости обучающихся два раза в год; - проведение контрольных срезов текущей успеваемости обучающихся два раза в год; -выполнение тематического планирования (теоретическая и практическая части образовательных программ) по классным журналам; -система домашних заданий (тренировочные упражнения, домашние творческие и индивидуальные работы, их объем). 3. Работа по исполнению законодательства о защите прав детства. 4. Ведение педагогическими работниками установленной школьной документации. 5. Подготовка к экзаменам в выпускных классах.
Тематика проверок (продолжение) 6. Организация работы педагогов над типичными ошибками обучающихся и ликвидацией пробелов в освоении учебного материала. 7. Состояние работы в группах продленного дня. 8. Состояние работы педагогов с детьми, обучающимися на дому (по болезни). 9. Результаты деятельности педагогов по соблюдению охраны труда и созданию безопасных условий при организации учебных занятий. 10. Организация образовательной деятельности молодого (вновь назначенного) педагога. 11. Результаты инновационной или экспериментальной работы педагогического работника. 12. Совместная деятельность педагогических работников в классе, классного руководителя, родителей обучающихся по профилактике безнадзорности и правонарушений. 13. Состояние работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, пропуск учебных занятий и т.п.).
Основания проверки плановый контроль, например, плановое изучение результатов текущей (промежуточной)аттестации обучающихся; подготовка к лицензированию, аккредитации образовательного учреждения; заявление педагогического работника на аттестацию; проверка состояния дел для подготовки управленческих решений, например, подготовка к рассмотрению вопроса на педагогическом совете; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
Право проверяемого педагогического работника знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
Содержание внутришкольного контроля (тематика) выполнение Законов Российской Федерации и Алтайского края «Об образовании»; эффективное использование методического обеспечения в образовательном процессе; реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков; ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.); уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний; соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы, исполнение принятых коллективных решений;
Содержание внутришкольного контроля (продолжение) соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости; работа творческих групп, предметных школьных кафедр, библиотеки; реализация воспитательных программ и их результативности; организация питания и медицинского обслуживания школьников; охрана труда и здоровья участников образовательного процесса; состояние УМК; выполнение санитарно-гигиенических требований и правил; другие вопросы в рамках компетентности директора школы.
Задание для самостоятельной работы Дифференцировать содержание (тематику) внутришкольного контроля по направлениям контрольно- надзорных функций, государственным услугам в части лицензирования, аккредитации ОУ
Нормативное сопровождение приказ о проверке: сроки, цели проверки, срок предоставления итоговых материалов, план-задание (конкретные вопросы, обеспечивающие достаточной информированностью для подготовки итоговой справки). продолжительность проверок не должна превышать 15 дней (итоговая справка).
Результаты контроля 1.Качество аналитической справки: цель проверки; сроки; состав комиссии; какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.); констатация фактов (что выявлено); выводы; рекомендации и предложения; место, где подведены итоги проверки (заседание предметных школьных кафедр, совещание педагогического коллектива, совещание при директоре, Совет при директоре, индивидуально и т.д.); дата и подпись лица, ответственного за написание справки.
Результаты контроля (продолжение) 2. Итоги внутришкольного контроля: проведены заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; результаты проверок учтены при проведении аттестации педагогических работников.
Результаты контроля (продолжение) 3. Качество управленческих решений (директор): издание соответствующего приказа; обсуждение итоговых материалов контроля коллегиальным органом; проведение повторного контроля с привлечением определенных экспертов; привлечение к дисциплинарной ответственности работников; поощрение работников; иные решения в пределах своей компетенции.
Регламентация внутришкольного контроля - положение Закон РФ «Об образовании» «Типовое положение об образовательном учреждении» Устав ОУ