Правила юридической техники рекомендации по подготовке и оформлению проектов муниципальных правовых актов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Юридико-техническое оформление - совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых актов.
Advertisements

21 июля 2010 года N 925 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"
Локальные акты образовательных учреждений в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
1 Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: анализ изменений и подготовка к реализации»
Юридико- технические правила оформления МНПА. Общие требования к МНПА 1)Законность 2)Соблюдение правил юридической техники 3)Наличие процедур реализации.
Процесс разработки должностных инструкций Процесс разработки должностных инструкций можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов:
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Принципы локального правотворчества Правотворчество Правотворчество – создание норм права и их фиксация в официальных документах. Норма права Норма права.
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ОБЪЕМ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ГОБМП) Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Инструкция по делопроизводству в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти Ульяновской области утверждена постановлением.
Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
Бабичев Игорь Викторович руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления доктор юридических наук.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Транксрипт:

Правила юридической техники рекомендации по подготовке и оформлению проектов муниципальных правовых актов

Принципы (требования), которые должны быть положены в основу работы над проектами правовых актов Точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов акта Ясность и доступность языка нормативного правового акта для адресатов, на которых он распространяется Полнота и конкретность нормативного регулирования Максимальная экономичность, оптимальная ёмкость, компактность формулировок Системное построение права, т.е. целостность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей правовой системы, логическая последовательность изложения мысли

Точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов акта Использовать возможность закрепления в тексте нормативного акта понятийного аппарата, раскрывающего смысл и содержание применяемых в акте терминов Не допускать обозначения в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте Употреблять аббревиатуры возможно лишь при условии их первоначальной расшифровки Необходимо избегать формулировок - «как правило», «обычно», «в случае необходимости» и т.д. Воздерживаться от применения оценочных понятий (уважительные причины, разумный срок, существенный вред, достаточные основания и т.д.)

Ясность и доступность языка нормативного правового акта для адресатов, на которых он р аспространяется Текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов. Правовые акты должны излагаться общедоступным языком с использованием литературных слов, фраз и оборотов, легко воспринимаемых теми субъектами, к которым они обращены Язык закона предполагает использование специальных профессионально-юридических выражений и терминов Правовые акты, регулирующие отдельную узкую сферу отношений и рассчитанные на специалистов, могут содержать узкоотраслевые термины, которыми, в свою очередь, не следует злоупотреблять

Полнота и конкретность нормативного регулирования Предусмотреть положения, без которых будущее регулирование не может быть достаточно эффективным: исполнение предписаний, механизм их действия, меры поощрения и ответственности, юридические санкции Недопустимым является лозунговый, пафосный стиль

Максимальная экономичность, оптимальная ёмкость, компактность формулировок Не допускать словесной избыточности информации; излагать нормы предельно ограниченным количеством слов и предложений Избегать громоздких формулировок, состоящих из излишней перегрузки текста придаточными предложениями и местоимениями Активно использовать возможность сокращенного написания (обозначения) по тесту правового акта отдельных, часто повторяющихся слов либо фраз Использовать в допустимых пределах возможность отсылок (ссылок) на иные положения данного правового акта либо другого нормативного акта

Системное построение права, т.е. целостность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей правовой системы, логическая последовательность изложения мысли Соблюдение согласования с действующими правовыми актами, исключение противоречий и повторений Внутренняя логика, связь между различными элементами правовой нормы (частями, статьями и т.д.) акта

Система муниципальных правовых актов ( ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Нормативный правовой акт Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом

Формальные реквизиты правового акта Наименование вида акта Наименование органа, принявшего акт Заголовок (название) Полное наименование должности лица, подписавшего акт, и его подпись Место принятия Дата подписания и номер (при написании даты рекомендуется использовать словесно-цифровой способ написания. Например: 5 сентября 2011 года)

Заголовок (название) правового акта Заголовок – обязательный формальный реквизит правового акта и неотъемлемая составная часть акта Заголовок должен точно и правильно отражать предмет регулирования и сферу действия Требования к названию акта – краткость, точность и максимальная информационная насыщенность

Примеры названий правовых актов Удачное название – постановление «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Неудачное название – постановление «О праве гражданина Российской Федерации, замещавшем должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по муниципальному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего»

Преамбула правового акта Преамбула (введение) – самостоятельная часть правового акта (но не обязательная), объединяющая все предписания общей идеей, политической или правовой основой, целевой направленностью Преамбула: не содержит самостоятельных предписаний и определения каких-либо понятий не делится на составные части, не нумеруется не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта не формулирует предмет регулирования правового акта Структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу

Примеры преамбулы В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» администрация муниципального района «Прилузский» постановляет: Во исполнение положений Федерального закона от 24 июля 2007 года 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с пунктом 37 части 6 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар»; в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в МО ГО «Сыктывкар», администрация МОГО «Сыктывкар» постановляет:

Основная (содержательная) часть правового акта Логическая последовательность основной части: сфера действия, цели, понятийный аппарат, задачи, общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в правоотношения, правовые последствия. Таким образом, сначала формируются нормы, имеющие общий характер, а затем нормы, конкретизирующие основные принципы и другие положения. Структурные единицы основной части: раздел, глава, статья, часть, пункт, подпункт, абзац (по нисходящим ступеням). Нумерация структурных элементов правового акта должна быть сквозной в пределах всего правового акта. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы в Уставе муниципального образования.

Структура решения Совета (постановления администрации) Как правило, имеется вводная часть (преамбула) и основная (постановочная, содержательная) часть Основными структурными единицами содержательной части являются пункты Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой Пункт может содержать подпункты (обозначаются арабскими цифрами со скобкой) и абзацы (отсчет абзацев ведется с первой красной строки пункта, подпункта)

Расчет абзацев 3. Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных муниципальных услуг, включенных в утвержденный администрацией МОГО «Ухта», перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями, находящимися в его ведении, в качестве основных видов деятельности (далее по тексту - перечень муниципальных услуг (работ)), и содержит: 1) методику расчета: удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы муниципальной услуги, оказываемой бюджетным учреждением или автономным учреждением в рамках муниципального задания (далее по тексту - нормативные затраты на оказание муниципальной услуги); объема затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений или автономных учреждений (далее по тексту - нормативные затраты на содержание имущества); 2) порядок изменения нормативных затрат, в том числе …. Подпункт 1 пункта 3 состоит из трех абзацев. Отсчет абзацев подпункта 1 начинается со слов «методику расчета»: абзац первый – «методику расчета», абзац второй – «удельной расчетной…», абзац третий – «объема затрат…».

Требования к оформлению ссылок в тексте правового акта Ссылки (отсылки) в правовом акте на его структурные элементы, а также на иные правовые акты или их структурные элементы применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов. Однако не следует чрезмерно увлекаться ссылками. Недопустимо производить ссылки на: - недействующие акты (не вступившие в законную силу либо утратившие юридическую силу); - акты низшей юридической силы либо их структурные части: ссылки производятся только на акты высшей либо равной юридической силы; - структурные части акта, которые в свою очередь также содержат ссылки на иные нормативные предписания. Применяемые в правовом акте ссылки должны содержать вид акта, дату его подписания, регистрационный номер и название, а в случае ссылок на структурные части – порядковый номер абзаца, подпункта, пункта, статьи (т.е. начиная с наименьшей единицы).

Примеры оформления ссылок Ссылка на правовой акт: в порядке, установленном решением Совета муниципального района от 23 декабря 2009 года 4-20/393 «Об утверждении Положения о муниципальной службе…» Ссылка на структурную единицу правового акта: в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 постановления администрации городского округа от 15 апреля 2011 года 4/762 «О подготовке населенных пунктов…» Ссылка на структурные единицы одного и того же правового акта: в связи с положениями настоящей главы, в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов – строчными буквами русского алфавита в кавычках, например: подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами: в соответствии с абзацем первым пункта 3. Ссылка на кодекс (дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются): в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации

Требования к оформлению отсылок в тексте правового акта Отсылка в общем виде показывает связь правового акта (его структурных частей) с другими нормативными предписаниями, она в отличие от ссылки не содержит конкретных данных на отсылаемый источник. К наиболее распространенным отсылочным формам относятся следующие правовые дефиниции: «согласно федеральному законодательству», «в соответствии с законом», «на основаниях, установленных законодательством» Не рекомендуется использовать отсылку, содержащую словосочетание «действующее законодательство», поскольку правовой акт, входящий составной частью в действующую правовую систему, по своей сути не может апеллировать к актам, имеющим статус недействующих

Приложения к правовым актам Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова Содержательная часть приложений – таблицы, схемы, перечни, составы комиссий, графики, образцы бланков, документов, нормативные тексты Безусловное требование к приложениям – наличие в тексте правового акта нормы с отсылкой на приложение

Примеры оформления отсылочных норм на приложения Утвердить реестр должностей муниципальной службы в муниципальном районе согласно приложению к настоящему постановлению. Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. Примерные специальные программы обучения пожарно- техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых приведены в приложении 1 к настоящему постановлению. Территория муниципального района определена границами, существующими на момент принятия настоящего Устава. Неотъемлемой частью настоящего Устава и официальным документом, фиксирующим границы муниципального района, является картографическое описание границ муниципального района в соответствии с приложением к настоящему Уставу. Утвердить Примерный план нормотворческой и контрольной деятельности Совета городского округа на 2011 год (приложение 1).

Оформление приложения Приложения оформляются на отдельном листе В правом верхнем углу страницы, на которой помещается приложение, указывается слово «Приложение», его номер (если он имеется) без обозначения знака «», отсылка на правовой акт Если приложение только одно, оно не нумеруется Название приложения располагается по центру страницы

Пример оформления приложения Приложение 1 к решению Совета муниципального района «Сысольский» от 2 июня 2011 года V-3/2 Структура администрации муниципального района «Сысольский»

Внесение поправок в правовые акты Внесение поправок в любой акт осуществляется принятием подобного по юридической силе и форме нормативного правового акта. Внесение поправок в решение Совета муниципального образования осуществляется принятием решения Совета муниципального образования, в постановление администрации – постановлением. Все виды поправок относятся к общей родовой группе изменений, поэтому в названии проекта правового акта слово «изменение» в соответствующем падеже «поглощает» понятия «дополнение», «новая редакция», «замена (исключение) числа, чисел, слова, слов, ряда слов, предложения(ий)». Указанное относится и к правовым актам, которые ранее претерпевали изменения в форме внесения в них изменений и дополнений.

Виды поправок Конкретные изменения, выражающиеся в замене числа, чисел, слова, ряда слов, предложения(ий) Многочисленные изменения и дополнения, оформляемые новой редакцией соответствующей части текста акта (предложения, абзаца, подпункта, пункта, части, статьи, главы, раздела) или его приложения Исключение числа, чисел, слова, слов, предложения, предложений либо любой иной структурной части текста Различного рода дополнения правовых положений (от конкретного слова, числа, чисел, предложения до дополнения текста новой главой, разделом) Приостановление действия акта или его структурных единиц Продление действия акта или его структурных единиц

Примеры названий правового акта, предметом которого является усовершенствование действующих норм «О внесении изменения в постановление…» – одно изменение названия постановления или текстовой части постановления, приложения к нему (двух или более пунктов одновременно следующих одно за другим; однотипное изменение в ряде пунктов и т.п.), изложенное в форме единственной поправки «О внесении изменений в постановление…» – два и более изменения текстовой части постановления, изложенные в форме двух и более поправок «О внесении изменений в некоторые нормативные акты …» – изменения в два и более нормативных акта

«Крупномасштабные» изменения При потребности изменить правовой акт не в отдельной его части, а в целом («крупномасштабные» изменения), форма внесения в него изменений путем изложения его в новой редакции, как правило, не допускается. В данном случае применяется техника признания устаревшего правового акта утратившим силу (в целом) с одновременным принятием нового самостоятельного акта, имеющего собственные формальные реквизиты. Новый правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта принимается в случаях, если: необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц; необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы; сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично; необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.

Оформление правовых актов, вносящих поправки в действующие нормативные положения Обязательным и неизменным правилом оформления правовых актов, вносящих поправки в действующие нормативные положения, является требование об указании вида акта, в который вносятся поправки, его даты, номера и названия. Пример: решение Совета МО муниципального района «Ижемский» от 22 сентября 2009 года 3-22/6 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Ижемский» от 19 сентября 2007 года 3-4/6 «Об утверждении Положения «Об оплате труда и гарантиях муниципальных служащих муниципального района «Ижемский» Изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо, за исключением внесения изменений в нормы, регулирующие порядок вступления правового акта в силу.

Общие принципы и особенности изложения правовых актов в новой редакции Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения Внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт (в том числе замена слов с использованием формулировок «по тексту», «по всему тексту») не допускается При внесении изменений в правовой акт соответствующий текст данного акта (который подвергается изменениям) либо дополнения в него заключаются в кавычки Любое изменение должно оформляться по следующей формуле: куда вносится поправка – что делаем – суть поправки Категорически неприемлемыми в содержании правовых актов о внесении изменений являются формулировки типа «во изменение», «в частичное изменение», «в дополнение», «с последующими изменениями»

Примеры внесения изменений в правовой акт В преамбуле решения слова «, Закона Республики Коми от 20 декабря 2007 года 114-РЗ «О предельных нормативах размеров оплаты труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Республике Коми» исключить – правильный вариант Предложение второе пункта 2 после слов «материальная помощь» дополнить словами «, порядок выплаты которой устанавливается решением Совета муниципального района,» – правильный вариант По тексту решения слова «квалификационный разряд» заменить словами «классный чин» в соответствующих падежах – неправильный вариант

Принцип возможного соблюдения первоначальной структуры при внесении изменений в правовой акт В случае исключения из текста отдельной структурной единицы (части, пункта, подпункта) изменение нумерации оставшихся структурных единиц не производится При дополнении нормативных положений правового акта новым пунктом, он помещается следом за пунктом, имеющим близкое содержание, и ему присваивается с добавлением через дефис либо точку (начиная с первого) тот же порядковый номер (например: пункт 3, дополнительный пункт 3-1 (либо пункт 3.1), пункт 4) В исключительных случаях (если последний пункт имеет общий характер в сравнении с предшествующими ему) допускается дополнение пронумерованных структурных единиц текста новым пунктом, располагающимся до указанного последнего пункта. В этом случае для устранения несоответствия в списке перечислений поправку о дополнении такой правовой нормы необходимо дополнить фразой «пункт … считать пунктом …»

Изложение в новой редакции При необходимости внесения в один абзац (подпункт, пункт, часть) трех и более изменений необходимо использовать вариант изложения соответствующей структурной единицы в новой редакции При изложении какой-либо структурной единицы текста в новой редакции используется словосочетание «изложить в следующей редакции» Новая редакция отдельного пункта должна включать не только нормативные положения, но и его порядковый номер Пример: Пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Утвердить программу организации летнего оздоровления и отдыха детей и подростков на 2011 год согласно приложению к настоящему постановлению.»

Изменение цифровых обозначений При изменении цифровых обозначений употребляется термин «числа», а не «цифры» При замене слов и чисел употребляется термин «слова» При написании сложных чисел в правовых актах между цифрами пробелы не ставятся Допустимым является написание чисел в десятичном виде («257,5 тыс.рублей») В рамках одного правового акта написание всех чисел должно быть единообразным Примеры: - в пункте 3 числа «2-4» заменить числами «2-5»; - в подпункте 2 пункта 1 слова «не более чем в 2 раза» заменить словами «не более чем в 3 раза»; - в абзаце втором пункта 1 число «23457» заменить числом «23566»

Внесение изменений в состав комиссии При установлении в правовых актах состава комиссий, рабочих групп перечисление фамилий лиц, входящих в них, производится в алфавитном порядке после определения фамилии руководителя (председателя), его заместителя и (или) секретаря. Подобное перечисление не имеет цифрового или буквенного обозначения, при этом применяется табличная форма изложения позиционного перечня (со скрытой сеткой) При внесении изменений в такие перечни поправки вносятся с сохранением имеющегося алфавитного порядка перечисления фамилий. Каждая новая фамилия включается с использованием соответствующей табличной формы, именуется позицией и имеет условный номер (с использованием слов «позиция первая» и т.д.) При внесении изменений в состав комиссии не рекомендуется использовать речевые обороты «включить в состав комиссии» и «исключить из состава комиссии»

Пример оформления состава комиссии Базанов И.А.-заместитель руководителя администрации муниципального района, председатель комиссии Антонова Л.А.-руководитель аппарата администрации муниципального района, секретарь комиссии члены комиссии: Полушкина Е.Н.-главный специалист отдела земельных отношений администрации муниципального района Шишков А.П.-начальник отдела правовой работы администрации муниципального района

Внесение изменений в приложение Если исключается структурная единица правового акта, содержащая указание на приложение, то данное приложение также исключается в форме отдельной самостоятельной поправки В случае изменения названия правового акта, имеющего приложение (в котором производится указание на данное название акта), одновременно в форме самостоятельной поправки требуется провести соответствующую корректировку в реквизите приложения Если правовой акт дополняется приложением либо приложение необходимо изложить в новой редакции, то такое изменение формулируется в виде самостоятельной поправки, при этом текст приложения оформляется приложением к правовому акту, которым вносятся изменения

Пример внесения изменений Внести в постановление администрации от 21 декабря 2010 года 654 «….» следующие изменения: 1. Приложение 2 к постановлению изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению. (на отдельной странице) Приложение 1 к постановлению от …. … «…..» «Приложение 2 к постановлению администрации от 21 декабря 2010 года 654 «….»

Нормы о признании утратившими силу правовых актов могут содержаться В базовых правовых актах, устанавливающих новое правовое регулирование, - в виде отдельного самостоятельного пункта (части), как правило, в блоке переходных либо заключительных положений В правовых актах о внесении изменений – самостоятельным пунктом (частью) В отдельном самостоятельном акте о признании утратившими силу правового(ых) акта(ов)

Техника признания правовых актов утратившими силу Правовые акты признаются утратившими силу подобными им по юридической силе актами Правовые акты, содержащие нормы о признании утратившими силу других актов, обязательно должны иметь соответствующее указание на это в своем названии Правовые акты в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в хронологическим порядке (по дате их принятия) отдельными позициями. В пределах одной и той же даты принятия правовые акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке Не допускается признание утратившим силу правового акта в целом при наличии в его содержании хотя бы одной действующей нормы Использование общих формул типа «признать утратившим силу в части, противоречащей», «признать утратившими силу все акты, изданные ранее по вопросам», «признать утратившими силу все нормы, не соответствующие» являются категорически не приемлемыми

Лингвистическая экспертиза С целью устранения нарушения требований к тексту правового акта, допущенных разработчиками проекта этого акта, рекомендуется проведение лингвистической экспертизы - оценки на основе анализа языка и стиля текстов правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно- технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов правовых актов. Требования к проведению лингвистической экспертизы можно отрегулировать правовым актом муниципального образования, например, регламентом работы администрации муниципального образования или правилами делопроизводства.

При подготовке презентации использовались: «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (письмо Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 года вн2-18/490) «Правила юридической техники: рекомендации по подготовке и оформлению проектов правовых актов, принимаемых Государственным Советом Республики Коми» (Сыктывкар, 2008 г.)