НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ГОУ ЦО«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» 2005 СЗОУО г.МОСКВА
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ рассматривается как составляющая общей компетентности работников образования: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая. Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от Учитывая актуальность темы и запросы учителей-логопедов по нормативно-правовому обеспечению, предлагается перечень действующих нормативных документов, регулирующих деятельность учителя-логопеда. Все подобранные документы можно разделить на три группы: 1) Документы, регламентирующие права и обязанности учителя-логопеда, как педагогического работника. 2) Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника. 3) Документы, регулирующие собственно профессиональную деятельность учителя-логопеда как сотрудника общеобразовательной школы..
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА. 1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицирована Верховным Советом СССР Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от г.6-ФЗК) 3. Семейный Кодекс Российской Федерации на 10 октября 2010г. 4. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой Одобрен Советом Федерации
II. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА. 1. Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от Приказом Минздравсцразвития России от г. 593 утверждены разработанные с участием специалистов аппарата ЦК Профсоюза квалификационные характеристики должностей работников образования, которые являются разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их Профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями; технологиями педагогической диагностики; психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся. Осуществляет обследование обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников. Требования к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий. Внесение изменений в приказ Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от /1268. Утверждены приказом Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от / Постановление Минобразования РФ профсоюз работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г /20-5/7. О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений. 4. Постановление Минтруда РФ от за 41. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2003 г Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры. 5. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. 90-ФЗ) (Извлечение 6. Об оплате труда работников образовательных учреждений. Инструктивное письмо Минобразования РФ от /32-Т. 7. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями, внесенными и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") (Извлечение)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение) Пункт 2.2. Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение работы регулируется расписанием учебных занятий. 9. Постановление Правительства РФ от «Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций», введено в действие приказом 360 Минобразования РФ. 10. Постановление Правительства РФ от N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» устанавливает, что работа в должности учителя-логопеда засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по выслуге лет. 11. Постановление Правительства РФ от N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений». 12. Приказ Минобразования РФ от N3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года».
III. ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СОТРУДНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 14. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения: цели и задачи логопедической работы, условия комплектования, предельную наполняемость, периодичность и продолжительность логопедических занятий, перечень и формы обязательной документации (формулировки даны в соответствии с инструктивным письмом). 15. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» от 22 января 1998 г. N ин/ : Санитарные правила и нормы СанПиН "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв.постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31октября 1996г.N49)