Тяжелые портфели школьников – один из факторов нездоровья. (Сколько весит нездоровье) Автор: Макарова Юлия, МОУ СОШ 19, 9 класс Научный руководитель: Клементьевская Е. А., МОУ СОШ 19, учитель биологии
Актуальность Проблема школьных портфелей действительно является актуальной. Ведь в наше время одними из самых распространенных заболеваний школьников является сколиоз - боковое искривление позвоночника и плоскостопие. Раньше сколиоз был профессиональным заболеванием таких профессий, как швея, носильщик, скрипач, то есть он развивался у людей с длительными ассиметричными нагрузками на мышцы спины. Сейчас же картина изменилась. По последним данным Министерства здравоохранения Российской Федерации % детей младшего школьного возраста имеют нарушение осанки и плоскостопие. Данные нарушения опорно- двигательного аппарата оказывают негативное влияние на деятельность всех систем органов человека, особенно опасны они для неокрепшего детского организма. Проблема школьных портфелей действительно является актуальной. Ведь в наше время одними из самых распространенных заболеваний школьников является сколиоз - боковое искривление позвоночника и плоскостопие. Раньше сколиоз был профессиональным заболеванием таких профессий, как швея, носильщик, скрипач, то есть он развивался у людей с длительными ассиметричными нагрузками на мышцы спины. Сейчас же картина изменилась. По последним данным Министерства здравоохранения Российской Федерации % детей младшего школьного возраста имеют нарушение осанки и плоскостопие. Данные нарушения опорно- двигательного аппарата оказывают негативное влияние на деятельность всех систем органов человека, особенно опасны они для неокрепшего детского организма.
Цель исследования Изучить проблему влияния тяжелых портфелей на самочувствие учащихся младших классов МОУ СОШ 19 Изучить проблему влияния тяжелых портфелей на самочувствие учащихся младших классов МОУ СОШ 19
Задачи 1.Изучить основные причины развития заболеваний опорно- двигательной системы. 1.Изучить основные причины развития заболеваний опорно- двигательной системы. 2. Провести исследование по измерению массы портфелей младших школьников. 2. Провести исследование по измерению массы портфелей младших школьников. 3. Разработать рекомендации, способствующие снижению нагрузки на опорно-двигательный аппарат. 3. Разработать рекомендации, способствующие снижению нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
Материалы и методика Исследования проводились в МОУ СОШ 19 г. Кандалакши среди учащихся 1 класса в октябре 2010 года. Исследования проводились в МОУ СОШ 19 г. Кандалакши среди учащихся 1 класса в октябре 2010 года. В ходе исследования был использован метод измерения веса школьных портфелей. Для этого применялись цифровые весы РН-10Ц13У В ходе исследования был использован метод измерения веса школьных портфелей. Для этого применялись цифровые весы РН-10Ц13У Среди учащихся был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснялось их отношение к проблеме тяжелых школьных сумок и предлагались пути решения по их облегчению Среди учащихся был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснялось их отношение к проблеме тяжелых школьных сумок и предлагались пути решения по их облегчению Для исследования использовались данные медицинских карт учащихся по физическому развитию (вес учащихся, заболевания опорно- двигательного аппарата) Для исследования использовались данные медицинских карт учащихся по физическому развитию (вес учащихся, заболевания опорно- двигательного аппарата)
Опасность сколиоза В настоящее время сколиоз является одним из самых распространенных и тяжелых заболеваний людей. Это заболевание влияет на всю деятельность человека. В настоящее время сколиоз является одним из самых распространенных и тяжелых заболеваний людей. Это заболевание влияет на всю деятельность человека. Вызывает нарушение мозгового кровообращения, а, следовательно, оказывает влияние на ВНД: мышление, психику, эмоции, значительно подрывает физическое здоровье. Вызывает нарушение мозгового кровообращения, а, следовательно, оказывает влияние на ВНД: мышление, психику, эмоции, значительно подрывает физическое здоровье. Приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, в частности к гипертонии, что сопровождается головными болями, болью в затылке, тошнотой, слабостью, нарушением зрения, слуха. Приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, в частности к гипертонии, что сопровождается головными болями, болью в затылке, тошнотой, слабостью, нарушением зрения, слуха. Способствует ослаблению иммунной системы, в результате чего чаще развиваются такие заболевания респираторной системы, как бронхит, астма, аллергия. Способствует ослаблению иммунной системы, в результате чего чаще развиваются такие заболевания респираторной системы, как бронхит, астма, аллергия. Приводит к развитию желудочно-кишечных заболеваний: колитов, запоров, геморрою. Все эти заболевания развиваются в большинстве случаев уже у людей более старшего возраста, но закладывается почва для их развития именно в детском возрасте. Ведь период с 1 года до 16 лет является самым важным для формирования опорно-двигательного аппарата. Приводит к развитию желудочно-кишечных заболеваний: колитов, запоров, геморрою. Все эти заболевания развиваются в большинстве случаев уже у людей более старшего возраста, но закладывается почва для их развития именно в детском возрасте. Ведь период с 1 года до 16 лет является самым важным для формирования опорно-двигательного аппарата.
Таблица 1 Распределение обучающихся по группам здоровья за 3 учебных года с 2007 по 2010 гг. п/ п п/ п По- ка- за- те-ли классы 5-9 классы 1-4 классы 5-9 классы 1-4 классы 5-9 классы Чис- ло % % % % % % 1 Всего обучаю щихся Группа здоровья % % % % % 3 Группа здоровья % % % % % % 4 Группа здоровья % % % Группа здоровья 41 0,4 % --1 0,5 % 2 0,8 % 1 0,4 % 3 1,2 %
Диаграмма 1 Показатели нарушение осанки у учащихся за 3 учебных года с гг.
Таблица 2 Сравнительная характеристика состояния здоровья 9-ых классов на момент поступления в школу и на сегодняшний день Класс Группы здоровья Нару шения зрени я Нарушен ия осанки IIIIIIIV 1 класс (2,5%) 9 класс (25%)11(27%)
Санитарные нормы в отношении массы школьных портфелей (данные Роспотребнадзора) 1-2 класс - 1, 5 кг 1-2 класс - 1, 5 кг 3-4 класс - 2, 5 кг 3-4 класс - 2, 5 кг 5-6 класс - 3 кг 5-6 класс - 3 кг 7-9 класс - 3,5 кг 7-9 класс - 3,5 кг 9-12 класс – 4 кг 9-12 класс – 4 кг
Таблица 3 Масса школьных портфелей учащихся 1, 9 классов Классы Масса школьных портфелей ( ср. результат) Процентное соотношение массы портфеля и массы ребенка 1 2,6 кг 11% 9 2,7 кг 5%
Таблица 4 Результаты социологического опроса среди учащихся 1-ого класса Вопрос Кол-во учащихся ответивших «да» Считаете ли вы тяжелыми свои портфели? 10(47%) Чувствуете ли вы усталость после ношения тяжелых сумок? 1(5%) Болят ли у вас мышцы шеи и спины? 10(47%) Помогают ли вам ваши родители нести портфели, провожая в школу? 5(24%)
Выводы: 1. С каждым годом, при переходе из класса в класс, состояние здоровья учащихся ухудшается. 1. С каждым годом, при переходе из класса в класс, состояние здоровья учащихся ухудшается. 2. Вес портфелей младших школьников не соответствует новым санитарным нормами и превышает их в 2,4 раза. 2. Вес портфелей младших школьников не соответствует новым санитарным нормами и превышает их в 2,4 раза. 3. Школа не располагает достаточными средствами для решения данной проблемы, но может повысить ответственность родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей. 3. Школа не располагает достаточными средствами для решения данной проблемы, но может повысить ответственность родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.
Рекомендации для школьников и родителей: 1. Для обеспеченных родителей рекомендуем приобрести дополнительный комплект учебников, чтобы ребенок носил в школу лишь тетради. 1. Для обеспеченных родителей рекомендуем приобрести дополнительный комплект учебников, чтобы ребенок носил в школу лишь тетради. 2. Детям, имеющим отклонения в здоровье ОДА, выдавать 2 комплекта учебников для работы дома и в школе. 2. Детям, имеющим отклонения в здоровье ОДА, выдавать 2 комплекта учебников для работы дома и в школе. 3. Родителям, по возможности, встречать и провожать детей в школу, но не носить за них весь портфель, а лишь облегчить его, взяв на себя часть ноши ребенка. 3. Родителям, по возможности, встречать и провожать детей в школу, но не носить за них весь портфель, а лишь облегчить его, взяв на себя часть ноши ребенка. 4. Укреплять мышцы шеи и спины ребенка через дополнительные занятия физической культурой во внеурочное время, как в спортивных секциях, так и дома. 4. Укреплять мышцы шеи и спины ребенка через дополнительные занятия физической культурой во внеурочное время, как в спортивных секциях, так и дома.
Литература: 1. Зайцева В. Когда рост и вес не соответствуют друг другу //Здоровье детей 21, 1-15 ноября 2008, с Зайцева В. Когда рост и вес не соответствуют друг другу //Здоровье детей 21, 1-15 ноября 2008, с Мазуревич В. И. Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере. Мурманск, Мазуревич В. И. Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере. Мурманск, Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда. Санкт-Питербург, 2006, с Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда. Санкт-Питербург, 2006, с Санитарные правила и нормативы СанПин , Гигиена детей и подростков//Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования 4. Санитарные правила и нормативы СанПин , Гигиена детей и подростков//Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования