Одарённость как педагогический и психологический феномен
Мифы проблемы одарённости
Миф 1 Если талант есть, то он сам пробьётся
Миф 2 Если одарённость есть, то это остаётся «на всю оставшуюся жизнь»
Миф 3 Если ученик неуспевающий, то об одарённости не может идти речи
Миф 4 Принцип экстенсивного и интенсивного обучения
Миф 5 Для выявления одарённости достаточно замерить уровень развития способностей с помощью тестов
Миф 6 С обучением одарённого ребёнка может справиться любой педагог С обучением одарённого ребёнка может справиться любой педагог
Миф 7 Психолог нужен только для того, чтобы психометрически выявить одарённого ребёнка
Одарённые дети – это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы Одарённые дети – это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы
Способности могут быть Общие ( за что не берётся –всё получается) Специальные способности (сочиняет стихи, играет в хоккей или на музыкальных инструментах) Лидерские способности (вожак, неформальный лидер в классе)
С точки зрения психологии Теоретическая модель одарённости Креативность Способности выше среднего уровня Мотивация
Под креативностью понимают творческое мышление творческое воображение продуктивность мышления планирование предсказание принятие решений усмотрение возможностей общение
Способности выше среднего - широкий спектр явлений Самые разнообразные знания, умения и навыки – с одной стороны Как представлены возможности их применения в самой разнообразной деятельности – с другой стороны
мотивация Познавательные потребности, составляющие основу познавательной мотивации, которая у одарённого ребёнка доминирует по сравнению с другими типами мотивации
Особенности одарённых детей (с точки зрения психологов) Более высокая, чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления Наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельности Необычайно высокая познавательная активность Ранняя готовность к целеустремлённому умственному напряжению Способность к выдающимся достижениям
Виды одарённости Психомоторная одарённость Интеллектуальная одарённость Академическая одарённость Творческая одарённость Социальная одарённость Духовная одарённость
Психомоторная одарённость Связана с уникальными возможностями человеческого тела, скоростью, точностью движений, ловкостью движений, зрительно-моторной координацией
Интеллектуальная одарённость Связана с высоким уровнем интеллектуального развития человека. Высокий показатель коэффициента интеллекта
Академическая одарённость Успешность в обучении
Творческая одарённость Определяется теми творческими конструктами, на которых базируется само понимание творчества. 4 основные направления: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом
Социальная одарённость- сложное многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении.
Духовная одарённость Связана с высокими моральными качествами, альтруизмом, без которых немыслимы люди типа матери Терезы.
Проблемы одарённых детей Одарённость не только дар, но и испытание для ученика и для учителя, работающего с ним.
Основные проблемы развития одарённого ребёнка Повышенная критичность к собственной деятельности Повышенная критичность к собственной деятельности Затруднения в общении со сверстниками Затруднения в общении со сверстниками Недостаточная социальная компетентность Недостаточная социальная компетентность Недостатки волевой регуляции Недостатки волевой регуляции Трудности профессионального самоопределения Трудности профессионального самоопределения Неадекватная самооценка Неадекватная самооценка
Современная массовая школа и одарённый ребёнок- противоречие очевидное и, на первый взгляд, неразрешимое.
Массовость и индивидуальное выращивание талантливого ребёнка – задача, требующая особого подхода.
Вовлечение детей в научно- исследовательскую деятельность – одна из форм работы с одарёнными учащимися.
Успешность этой формы зависит от следующих компонентов: индивидуальность ребёнка индивидуальность ребёнка индивидуальность педагога индивидуальность педагога объект исследования объект исследования Если один из трёх компонентов выпадает из системы, то она перестаёт работать!
«Особенности» возрастного развития Ранняя одарённость Поздняя одарённость
Ранняя одарённость «Вундеркинд» (чудесный ребёнок)
Одарённость – многомерное по своему характеру явление
Формирование специальной готовности учителя как средство развития одарённости учащихся.
Проблема: как не погасить искорку в каждом ребёнке, но и раздуть её, дать ей разгореться
Уроки необходимо вести в режиме сотворчества учителя и ученика
Главное препятствие для работы в режиме сотворчества – несоответствие настроя учителя настрою учеников
Требуется особое состояние собранности, умение настроить себя на нужный лад
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми Позитивная Я – концепция Целеустремлённость и настойчивость Зрелость Эмоциональная стабильность Чуткость Способность к индивидуализации обучения