Мотивы и смыслы учебно-исследовательской деятельности (для руководителей и учащихся) Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., профессор, зав. кафедрой психологии образования, зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ, главный редактор журнала «Исследователь/Researcher»
Цикл занятий Занятие 1 – 5 октября, Диагностика готовности к исследовательской деятельности. Предварительные умения для исследовательской деятельности Занятие 2 – 7 декабря, Мотивы и смыслы учебно- исследовательской деятельности (для руководителей и учащихся) Занятие 3 – 1 февраля, Психологическое сопровождение и методическая помощь руководителям исследовательских работ Занятие 4 – 4 апреля, Тематика исследовательских работ. Выбор исследовательской темы
Построение учебного процесса Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ у с в о е н и е Ключевые компетенции (универсальные и специальные способности) Культурный материал
Необходимость смены парадигмы обучения Знаниевая парадигма Деятельностная парадигма опора на память и воспроизводство; базирование на строго определенном наборе знаний; основной способ трансляции – монологические формы и разобщенная деятельность опора на мышление, способности и производство; базирование на идее незавершенность знания; основной способ трансляции – диалогические формы и совместная деятельность
Схема действия Контролируемая извне (по П.Я. Гальперину) Заданная изнутри (по Н.Г. Алексееву) ориентировкаисполнениеконтроль замыселреализациярефлексия
От развития к саморазвитию учение (освоение культурных образцов, существующих знаний, концептуальных позиций) практика (приобретение навыков, способов деятельности) исследование (выход на субъектную позиция по отношению к действительности)
Исследование – базовое, универсальное стремление к познанию окружающего мира, других, самого себя…
исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение 1. Биологические основания
Поведение Инициативное – исследовательское, произвольное, вариативное, целенаправленно Шаблонное – по заданному образцу (эталону), стереотипное, стандартное
Функции исследовательского поведения поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью; поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия с миром, направленная на его познание
Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами, изменениями средовых контекстов или нарушением гомеостаза.
2. Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности
Социокультурная среда Задает нормы деятельности, средства реализации потребности познания Ограничивает познание (противодействие получению знаний)
Автобиографические воспоминания о собственном детском любопытстве Ситуации поддержки детского любопытства Самостоятельное любопытство связано с: ознакомлением со свойствами окружающих предметов и природных материалов, освоение окружающего пространства, узнавание собственных возможностей (физический, социальных, эмоциональных, интеллектуальных)
Способы поощрения: умиление ненаказание снисходительное отношение (прощение) похвала, одобрение вознаграждение предоставление инструмента Ситуации нормирования: отправить учиться привести в нужное место снабдить информацией допустить к совместной деятельности
Наказываемое исследовательское поведение Предметная среда: манипулирование с предметами; исследование свойств предметов и материй; разбор или модификация предметов; изучение (использование) техники; собирательство; Окружающее пространство и природная среда: изучение, освоение или изменение пространства; взаимодействие с животными; собирательство Знаковые системы: поиск ответа на непонятное (слова, язык, образы); эстетическая любознательность; фантастические идеи Человек: изучение возможностей своего тела; бытийные вопросы; социальное взаимодействие
Поведенческие проявления манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать) собрать, поймать (кого-то или что-то) преобразовать действительность (раскопать, соорудить) вкусовое и тактильное изучение (проба на вкус, потрогать) визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть) перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть) вопрошание (спросить другого, попросить объяснить) узнать реагирование другого (человека, животного) испытать чувства (подобные или особые)
Условия проявления Пространство Один без взрослых Находясь в новом пространстве Стремясь выйти за пределы известного Вне дома Вместе со сверстниками или сиблингами Во взаимодействии со взрослыми В доме Время Ситуативное проявление (здесь и сейчас) Задуманные действия (ожидание, последовательная деятельность) Длящаяся активная деятельность (до полугода)
Мотивы запретов взрослых порча имущества (испорчена техника, разобранные игрушки, испачкан ковер, испорчена одежда) или страх за целостность других (животные пострадают); беспокойство целостность ребенка - безопасность и здоровье ребенка, гигиена (током стукнет, собака укусит, обожжется, утонет, потеряется, поранится, испачкается); неприятие выхода за стереотипную норму (использования предмета, «недетская» тема, не для девчонок вид спорта и т.д.); безразличие к детским интересам («взрослый эгоцентризм»)
Извлечение урока Любопытство опасно Мое любопытство приводит к плохому Больше никогда так не делал Одного раза было достаточно С тех пор я никогда… Нельзя, значить нельзя Без спросу нельзя Нового желания проявлять любопытство не возникало Обида и непонимание наказания Буду предусмотрительнее «Пронесло», т.к. не стало известно взрослым Извлечение нового знания полученного самостоятельно Продолжу, не взирая ни на что Поддержка интереса как наказание
3. Внутренняя позиция – развитая в ходе жизнедеятельности способность личности искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к миру, к другим, к самому себе
Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но имеет потребность искать и находить ранее им неизведанное. проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.
Ключевой смысл развития исследовательской деятельности учащихся – создание условий, содействующих становлению субъектной позиции
Становление субъектности Созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других») Осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю зачем я действую») Способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам») Самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам») Потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам»)
Учет возрастных особенностей развития исследовательской деятельности Психологические (психологический потенциал, возрастная норма, природа деятельностного развития) Социальные (ступень образования, требования среды, нормы деятельности) Индивидуальные (задатки, способности, опыт деятельности, внутренняя позиция)
Специфические функции исследовательской деятельности (в зависимости от ступени образования) в дошкольном образовании – сохранение и поддержание исследовательской активности, содействие становлению исследовательских способностей как составляющей развития личности «Я хочу сам»
Специфические функции исследовательской деятельности (в зависимости от ступени образования) в начальной школе – содействие проявлению исследовательского поведения учащихся как средству развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности, развитие исследовательских способностей в контексте продуктивных видов деятельности «Я могу сам»
в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; сохранение учебной мотивации, развитие познавательной активности; «Я действую сам» Специфические функции исследовательской деятельности (в зависимости от ступени образования)
в старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы; становление субъектной позиции и исследовательского отношения к миру «Я понимаю зачем я действую» Специфические функции исследовательской деятельности (в зависимости от ступени образования)
На этапе профессионализации – повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального и креативного потенциала студентов, развитие их профессионального мастерства, становление исследовательских компетенций как центральной составляющей профессионализма; «Я реализую себя в деятельности для других» Специфические функции исследовательской деятельности (в зависимости от ступени образования)
Организация исследовательской деятельность должна отвечать следующим условиям: соответствие нормам научного исследования соответствие нормам научного исследования соответствие педагогическим целям и потенциалу учащихся соответствие педагогическим целям и потенциалу учащихся нацеленность на развитие субъектной позиции нацеленность на развитие субъектной позиции
Слагаемые профессиональности руководителя учебного исследования Ученый Педагог Руководитель учебного исследования Культурно- профессиональная традиция научной области Педагогические навыки и технологии
Для руководителя учебными исследованиями важно 1 – создавать среду, провоцирующую учащегося к самоопределению и самоуправлению в принятии решения; 2 – выстраивать диалогическое общение с учениками, в котором вопрошание будет занимать значимое место; 3 – провоцировать на появление вопросов и желание поиска на них ответов;
4 – выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности; 5 – учитывать интересы и мотивации учащегося, не забывая про свои; 6 – давать учащемуся право в принятии значимых для учащегося решений; 7 – развивать у самого себя «открытое мышление», а не замыкать его на основе идеи, что «учитель должен знать все» и заранее планировать все и вся.