Формирование логического мышления на уроках истории
Список литературы: 1.Александров А.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. 2.Беккер Л.М. Психологические процессы. 3.Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. 4.Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность 5.ЗапорожецН.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории 6.Запорожец Н.И. Роль логической схемы в развитии исторического мышления школьников. 7.Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.
Гипотеза: использование заданий и задач по формированию приемов и действий логического мышления способствует росту уровня сформированности логического мышления учащихся.
Объект исследования: мыслительная деятельность учащихся, организуемая в процессе обучения истории. Предмет исследования: использование логических заданий и задач в системе уроков истории.
Цель исследования: Определить возможные пути и способы формирования умений логического мышления.
Исследовательские задачи: 1.Определить роль мышления в историческом познании и выявить систему принципов исторического мышления. 2.Охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования логического мышления на уроках истории. 3.Сформировать систему уроков с использованием заданий и задач, направленных на активизацию мыслительной деятельности и развитие логического мышления школьников.
Структура исследования: -Введение. - Глава1.Характеристика мышления, его специфики в историческом познании -Глава 2.Психолого-педагогические условия развития логического мышления учащихся. - Глава 3. Некоторые способы формирования умений логического мышления учащихся на уроках истории в 5 – 8 классах.
Параметры уровня сформированности логического мышления : 1. Умение анализировать. 2.Умение сравнивать. 3.Умение выявлять логические связи. 4.Умение систематизировать. 5.Умение выявлять причинно-следственные связи. 6.Умение формулировать цели. 7.Умение обобщать и делать выводы.
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ. Высокий – 5 (умениями овладел, может применять самостоятельно, творчески в разнообразных ситуациях.) Выше среднего - 4(применяет умения в практической деятельности, справляется с решением поставленных задач.) Средний – 3 (применяет в решение определенного рода задач.) Ниже среднего – 2 (испытывает затруднения в применении умений на практике.) Низкий – 1(не в состоянии применять умения на практике.)
Уровень сформированности умений за время эксперимента повысился на 20%