Основные группы односоставных предложений Урок русского языка. 8 класс
1 вариант Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. 2 вариант Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Основные группы односоставных предложений Главный член предложения – подлежащее Главный член предложения – сказуемое НазывныеОпределённо-личные Безличные Неопределённо-личные
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Прощай, родная пуща, Прости, златой родник. О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Выполни задания Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне. Мне грустно на тебя смотреть. Синий май. Заревая теплынь. Вижу сон. Дорога черная. Белый конь. Стопа упорная. Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть. Гори, звезда моя, не падай. Роняй холодные лучи.
Разберите предложения по следующему плану: 1) Найдите грамматическую основу, назвать части речи, которыми выражены главные члены предложения, и укажите, простое предложение или сложное; 2) В простых предложениях (в том числе в тех, которые являются частью сложного предложения) укажите: а) односоставное оно или двусоставное; б) распространённое или нераспространённое. 1. Рожь наливается. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. 2. Утро. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина краснеет, берёзки начинают желтеть. Задание 1
Задание 2 Сопоставьте пары предложений. В каких из них смысл высказывания исчерпан до конца, какие дают возможность домыслить, ярче представить картину? 1. Наступила весна. - Весна. 2. Светит яркое солнце.- Яркое солнце. 3. По дорогам бегут весёлые ручьи.- Весёлые ручьи. 4. В парках весело звучат голоса птиц.- В парках голоса птиц.
Задание 2 Сопоставьте пары предложений. В каких из них смысл высказывания исчерпан до конца, какие дают возможность домыслить, ярче представить картину? Лютует январь. Разбушевались метели. Снега покрыли всё кругом. Мы идём по дороге к лесу. Пробираемся узкой тропинкой. Видим избушку лесника. – Январь. Метели. Снега. Дорога к лесу. Узкая тропинка. Избушка лесника.
Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Сформулируйте главную мысль текста. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите типы односоставных предложений. Федор Васильев «Оттепель» Ра(н, нн)яя весна. П..крытые снегом поля. Мрачные, ни..ко нависшие тучи. Побуревшая от растаявшего снега грязная дорога. Лес, темнеющий на горизонте. Шумят и гнут(ть)ся от ре..кого сырого ветра деревья. Занесё(н, нн)ая снегом избушка. Унылый пейзаж! Щемящей тоской веет от этой как бы нехотя пробуждающейся от зимнего сна природы. Одинокие, бредущие куда (то) по ра..кисшему снегу фигурки старика и ребёнка да чёрные силуэты воронья на дороге ещ.. более усиливают грустное настроение. Однако мы чувствуем заключе(н, нн)ую в картине большую жизне(н, нн)ую правду и поэзию. (По М.К.Ситниной) Задание 3
- Чем отличаются двусоставные и односоставные предложения? - На какие группы делятся односоставные предложения? - Как обычно в речи используются односоставные предложения? Приведите примеры. Подведём итоги
1. Написать творческую работу о пережитом чувстве восторга, вызванном прочтением одного (или нескольких) произведений Сергея Есенина, используя односоставные предложения разных типов. 2. Составить высказывание на грамматическую тему «Это всесильное односоставное предложение» (изложить в свободной форме рассуждения о грамматических особенностях и стилистических возможностях односоставных предложении). Домашнее задание