У войны – не женское лицо Авторы проекта: Потапова Т.В., учитель литературы, группа учащихся 11 класса
Я только раз видала рукопашный… Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Юлия Друнина
Участники проекта: учащиеся 11 класса Время на реализацию проекта: 8 часов Место проведения: кабинеты литературы, информатики
Цели проекта: Знакомство со страницами произведений русской литературы о ВОв. Знакомство со страницами произведений русской литературы о ВОв. Осмысление роли женщины в Великой Отечественной войне. Осмысление роли женщины в Великой Отечественной войне. Воспитание чувства патриотизма. Воспитание чувства патриотизма. Приобщение к истории и культуре своей страны. Приобщение к истории и культуре своей страны.
Методические задачи: Совершенствовать навыки анализа художественного текста. Совершенствовать навыки анализа художественного текста. Формировать читательскую культуру обучающихся. Формировать читательскую культуру обучающихся. Развивать критическое мышление. Развивать критическое мышление. Развивать коммуникативные навыки. Развивать коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки обработки и обобщения полученной информации. Совершенствовать навыки обработки и обобщения полученной информации.
Учебные темы: Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Военная поэзия. Военная поэзия. Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Повесть В. Распутина «Живи и помни». Повесть В. Распутина «Живи и помни». Повесть Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо». Повесть Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо».
Основополагающий вопрос: Женское ли это дело – война? Вопросы учебной темы: Женщина-воин или женщина-мать? Женщина-воин или женщина-мать? Что было важнее для русского солдата: чтобы его жена, мать, сестра воевали или берегли тепло домашнего очага? Что было важнее для русского солдата: чтобы его жена, мать, сестра воевали или берегли тепло домашнего очага?
Самостоятельные исследования учащихся: –Женщины-воины в произведениях литературы о войне (анализ повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и повести С.Алексиевич «У войны – не женское лицо»). –Женщины-матери в произведениях литературы о войне (анализ повестей В.Закруткина «Матерь человеческая», В.Распутина «Живи и помни» и страниц лирики военных лет).
Аннотация Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие».Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг» и самое высокое - «мать». Но милосердие - их суть и смысл. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие».Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг» и самое высокое - «мать». Но милосердие - их суть и смысл. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. О том, какой видели роль женщины в ВОв годов русские писатели и поэты, этот проект. О том, какой видели роль женщины в ВОв годов русские писатели и поэты, этот проект.
Этапы проведения проекта Название этапа Время Название этапа Время Подготовительный этап 1 урок Подготовительный этап 1 урок Этап постановки задач, 1 урок введения в проблему Этап постановки задач, 1 урок введения в проблему Самостоятельная работа 3 урока Самостоятельная работа 3 урока Оформление результатов 2 урока Оформление результатов 2 урока Защита результатов работы, 1 урока подведение итогов, благодарность участникам Защита результатов работы, 1 урока подведение итогов, благодарность участникам проекта, помощникам. проекта, помощникам.
Содержание проекта: Критерии оценивания Критерии оценивания -презентации презентации -публикации публикации Работы учащихся Работы учащихся - Презентация «Женское «лицо» войны в русской литературе» Презентация - Буклет «Женщины-матери в произведениях русской литературы о войне годов» Методический веб-сайт Методический веб-сайтвеб-сайт Визитка проекта Визитка проекта Визитка проекта Визитка проекта Дидактические материалы (карточка, схема, диаграмма) Дидактические материалы (карточка, схема, диаграмма)карточкасхемадиаграммакарточкасхемадиаграмма Список литературы Список литературы Список литературы Список литературы
Выводы Работа над проектом позволила учащимся осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне, приобщиться к истории и культуре своей страны. Работа над проектом позволила учащимся осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне, приобщиться к истории и культуре своей страны. Учащиеся совершенствовали навыки анализа художественного текста. Учащиеся совершенствовали навыки анализа художественного текста. азвитию критического мышления,коммуникативных навыков, ормированию читательской культуры обучающихся. Работа способствовала развитию критического мышления, коммуникативных навыков, формированию читательской культуры обучающихся. Учащиеся совершенствовали навыки обработки и обобщения полученной информации.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. Об этом нам говорят незабываемые страницы русской литературы о ВОв. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. Об этом нам говорят незабываемые страницы русской литературы о ВОв. Слова Светланы Алексиевич «У войныне женское лицо» звучат как предостережение, как обвинение тем, кто развязывает войны. Войне говорят НЕТ матери, жёны, сёстры, дочери. Войны, будь они даже маленькие, - для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жить. Слова Светланы Алексиевич «У войныне женское лицо» звучат как предостережение, как обвинение тем, кто развязывает войны. Войне говорят НЕТ матери, жёны, сёстры, дочери. Войны, будь они даже маленькие, - для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жить. Своими повестями В. Закруткин и В. Распутин доказывают, что женщина всегда остаётся матерью, даже в самых страшных условиях. Далеко не всегда женщине под силу вынести испытания «войной», да и не должна она это выносить, ведь ОнаМать, Хранительница домашнего очага. В этом её предназначение! Своими повестями В. Закруткин и В. Распутин доказывают, что женщина всегда остаётся матерью, даже в самых страшных условиях. Далеко не всегда женщине под силу вынести испытания «войной», да и не должна она это выносить, ведь ОнаМать, Хранительница домашнего очага. В этом её предназначение!