История российского парламентаризма Презентация составлена учителем истории МОУ «Савинская СОШ» Ильинской М.А.
Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства.
Народное вече в Пскове Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде, Московском государстве.
Земские соборы Первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1549 году Земского собора, принявшего новый Судебник.
В XVI – XVII вв. (в годы правления Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых – Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства – Боярские думы, Земские соборы. В условиях укрепляющегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.
Царь Михаил Федорович и Боярская дума
К концу XVII века самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти вплоть до начала XX века.
Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы.
Правление Анны Иоанновны Д.М.Голицын С 30-х годов XVIII века (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа (кондиции верховников при воцарении Анны Иоанновны).
Екатерининская эпоха В правление Екатерины II возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. (Уложенная комиссия)
Земская и городская реформы В ходе реформ Александра II в России рождается земство – всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются органы городского самоуправления.
Институт земства, постоянно совершенствуясь, приобрел большую стройность и целесообразность. Земство приобрело большое влияние на местах, в провинции. Земские деятели лучше многих видели недостатки и понимали пути их исправления, требовали от правительства решительных и последовательных реформ общественного устройства страны. Институт земства, постепенно
I Государственная дума 27 апреля 1906 года начинает свою работу I Государственная Дума(первый председатель – профессор права С.А.Муромцев, представитель партии кадетов). Просуществовала всего 72 дня. Работа I Думы проходила на фоне хотя и ослабевших, но зримых революционных событий.
Зал заседаний Государственной думы
Фрагмент программы Конституционно-демократической партии (1905 г.) «Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола…» «Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство»
За период с 1906 по 1917 гг. в России были избраны четыре Государственные Думы, но лишь одна из них (третья – гг.) отработала полный срок.
Октябрь 1917 г. Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства – Советы.
Вся власть Советам! Советы были провозглашены полновластными и единовластными органами народного представительства. На деле же Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно- политического руководства обществом и государством.
За период с 1930 по 1988 гг. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.
Однако было бы неправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты обязаны были регулярно отчитываться перед своими избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы.
Годы перестройки и гласности Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей.
В ходе конституционной реформы х годов была учреждена «двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили вполне демократично, на альтернативной основе и стали важным шагом в развитии системы народного представительства.
Первый съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» и принял новую редакцию ст.6 Конституции РСФСР, устранив из неё упоминание о руководящей роли коммунистической партии.
Первый президент новой России Б.Н.Ельцин После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.
Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся «полновластный» Съезд народных депутатов, а с другой – существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие на онове принципа разделения властей.
Политический кризис осенью 1993 г. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ.
Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.
В течение нескольких недель после событий 3-4 октября 1993 г. президент Б.Н.Ельцин фактически повсеместно устранил действие органов советской власти. В XX столетии Россия просуществовала при власти Советов с 1917 по 1993г., или 76 лет.
Новая Конституция 12 декабря 1993 года состоялись первые постсоветские выборы и референдум по новой конституции. Россия, в соответствии с Конституцией, «есть демократическое, правовое государство с республиканской формой правления».
Президент наделяется самыми широкими полномочиями в сфере внутренней и внешней политики.
Представительным органом является Федеральное Собрание в составе двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.
Государственная Дума имеет право принимать законы и государственный бюджет. Но законы должны утверждаться Советом Федерации и закрепляться подписью Президента, обладающего правом вето.
Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания.