ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ И ШКОЛЕ СО СТОРОНЫ ДЕТСТВА Реализация форсайта «Детство 2030: Международная Методологическая Ассоциация Заказчик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДОРОЖНАЯ КАРТА «ДЕТСТВО 2030» Реализация проекта: Международная Методологическая Ассоциация Заказчик проекта: Благотворительный фонд поддержки молодежных.
Advertisements

ДОРОЖНАЯ КАРТА «ДЕТСТВО 2030» Zdroj: ppt
Форсайт-проект «Детство 2030» Благотворительный Фонд поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» Общественная палата Российской федерации.
Разработка Бачевой Е.В. и Белобородовой Е.Н. НОУ «Академия родительского образования» г. Пермь 2012 г.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
Роль и место экономики Ленинградской области в Северо-Западном Федеральном округе и Российской Федерации.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Интеграция педагогических и информационных технологий в профессиональной подготовке учителя Шилова Ольга Николаевна д.п.н., проф. каф. ИКТ РГПУ им. А.И.
Подготовил : Толок Алексей и команда 5. - технологическую революцию ; - концентрацию и централизацию капитала ; - интеграцию международного бизнеса ;
1 Москва, 14 февраля, 2012 Н.Д.Вавилина Служба семьи: стратегии формирования и деятельности.
Контрольный тест Тема : Естественное движение населения. Два типа воспроизводства населения в мире.
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Обучающий семинар Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Г. Москва 18 июня 2013 г. Директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики Минобрнауки России А.Э. Страдзе О МЕРАХ.
Транксрипт:

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ И ШКОЛЕ СО СТОРОНЫ ДЕТСТВА Реализация форсайта «Детство 2030: Международная Методологическая Ассоциация Заказчик форсайта «Детство 2030»: Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив «Мое Поколение» По материалам Форсайта «Детство 2030» Партнеры форсайта «Детство 2030: Фонд «Добрые игры» Проект «Смешарики» Школа Управления «СКОЛКОВО» и др.

В ЫВОДЫ ИЗ ФОРСАЙТА Д ЕТСТВО 2030 ТЕМА « ДЕТСТВО » - ОБЪЕКТ НЕ СФОРМИРОВАН : Детство – социокультурный феномен 2 Филипп Арьес в своих трудах показал, что такой социокультурный феномен как детство возникает примерно в XV - XVI веках. Детство существовало не всегда. Его появление связано с массовым помещением детей в учреждения, построенные на одних принципах ( школа, затем детские сады, училища и проч.). Есть цивилизации, в которых есть дети, но детство отсутствует. ДЕТСТВО – НЕ ДЕТИ ДЕТСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ОБЩЕСТВО СТАВИТ ВОПРОС О ТОМ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ДЕТЯМ, ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ И К ЧЕМУ ИХ НЕОБХОДИМО ГОТОВИТЬ.

В РОССИИ РАСПРОСТРАНЕН ДИСКУРС « ОГРАДИТЕЛЬНОЕ ДЕТСТВО » В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ОСНОВНЫЕ ДИСКУРСЫ : « КОМПЕТЕНТЕНТНОЕ ДЕТСТВО » « ПРИКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО » « ОХРАНЯЕМОЕ ДЕТСТВО » 3 ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ В РОССИИ УСТАРЕЛО В ЫВОДЫ ИЗ ФОРСАЙТА Д ЕТСТВО 2030

Ч ТО СОЗДАЕТ ДЕТСТВО В Р ОССИИ ? 4 МЕДИА Телевидение + Реклама + Интернет + Компьютерные игры +... МЕДИА Телевидение + Реклама + Интернет + Компьютерные игры +... С ИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ С ЕМЬЯ М ЕДИЦИНА С ОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ (Д ЕМОГРАФИЯ И МИГРАЦИЯ ) С ОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ Ж ИЛЬЕ Б ИЗНЕС ДЕТСКИХ ТОВАРОВ Б ЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Россию ждет ряд собственных кризисов. 5 Смена поколений ( основные места во власти, в бизнесе и т. д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы ) Смена поколений ( основные места во власти, в бизнесе и т. д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы ) Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Единовременный ( за 2-3 года ) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Единовременный ( за 2-3 года ) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Демографический спад ( резкое снижение количества трудоспособного населения ) Демографический спад ( резкое снижение количества трудоспособного населения ) Вынужденная трудовая иммиграция Вынужденная трудовая иммиграция Давление новых экономических гигантов ( Китай, Индия, Объединенная Европа ) Давление новых экономических гигантов ( Китай, Индия, Объединенная Европа ) Резкое падение доходов от нефти Резкое падение доходов от нефти Смена поколений ( основные места во власти, в бизнесе и т. д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы ) Смена поколений ( основные места во власти, в бизнесе и т. д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы ) Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Единовременный ( за 2-3 года ) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Единовременный ( за 2-3 года ) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Демографический спад ( резкое снижение количества трудоспособного населения ) Демографический спад ( резкое снижение количества трудоспособного населения ) Вынужденная трудовая иммиграция Вынужденная трудовая иммиграция Давление новых экономических гигантов ( Китай, Индия, Объединенная Европа ) Давление новых экономических гигантов ( Китай, Индия, Объединенная Европа ) Резкое падение доходов от нефти Резкое падение доходов от нефти гг. Ч ТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТОВ ДЕТСТВА ?

6 Новый демографический спад Новый демографический спад Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Рост экономической и политической силы « Нового мира » ( Индия, Китай ), практически полное освоение « Новым миром » промышленности Рост экономической и политической силы « Нового мира » ( Индия, Китай ), практически полное освоение « Новым миром » промышленности Угроза превращения России в « мировую помойку » Угроза превращения России в « мировую помойку » Новый демографический спад Новый демографический спад Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Рост экономической и политической силы « Нового мира » ( Индия, Китай ), практически полное освоение « Новым миром » промышленности Рост экономической и политической силы « Нового мира » ( Индия, Китай ), практически полное освоение « Новым миром » промышленности Угроза превращения России в « мировую помойку » Угроза превращения России в « мировую помойку » гг. Ч ТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТОВ ДЕТСТВА ?

Основные МИРОВЫЕ тенденции : Гуманитаризация технологий ( человек осваивает новые технологии все быстрее, все большее количество людей включается в этот процесс ). Деинституционализация ( расширение и развитие разнообразных вне институциональных сфер жизни : « протребительство », самозанятость, самоорганизация ). Конкуренция за будущее ( футурология, проект «Millennium» и т. д.) 7 Ч ТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТОВ ДЕТСТВА ?

8 В ЕРОЯТНЫЕ СЦЕНАРИИ ДО 2030 ГОДА 2011 ВСЕ остается как сейчас Начинаются процессы изменения институтов НЕГАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ - Неуправляемая миграция - Маргинализация значительной части населения - Снижение среднего уровня интеллектуального слоя страны - Превращение в « мировую помойку » НЕГАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ - Неуправляемая миграция - Маргинализация значительной части населения - Снижение среднего уровня интеллектуального слоя страны - Превращение в « мировую помойку » ПОЗИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ - Качественная миграция - Омоложение нации - Максимальное оснащение Детства - Перераспределение общественного богатства в пользу детства ПОЗИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ - Качественная миграция - Омоложение нации - Максимальное оснащение Детства - Перераспределение общественного богатства в пользу детства

9 С ЧЕМ НЕ СПРАВИТСЯ ШКОЛА ? - Миграция : превращение вновь пребывающего населения в граждан России - Технологическая революция : переход на экранные ( вне - текстовые конструкции ) - Нарастающая потеря интереса : педагогический метод проигрывает альтернативным занятиям - Организация системы раннего образования (Early childhood education)

10 О БРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - Идея Образования в обществе не обсуждается - Обсуждаются сложившиеся институты ( Школа, ВУЗы, Университеты и т. д.) ОСНОВНОЙ МИРОВОЙ ТРЕНД : ОБРАЗОВАНИЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСВОЕНИЕ ВСЕГО ОБРАЗОВАНИЕНОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

11 О БРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ ОБРАЗОВАНИЕ ОСНАЩЕНИЕ Переход от институционального к инструментальному образованию. Образование замещается на: – Программы «Ликвидации безграмотности»; – Программы профессиональной подготовки; – Инициацию и разные занятия; – Программы социализации, в том числе «социальные лифты»; – Программы для ориентации в мире.

12 О БРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ ОБРАЗОВАНИЕ ОСВОЕНИЕ ВСЕГО Основные фокусы: Игры, симуляции виртуальные реальности Обучающие предметы и среды Дружественное обучение

13 О БРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ДЕТЯМ СРЕД; МНОГОКРАТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ; УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ.

14 Ч ТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ ? Создать возможность подключения детей к виртуальным образовательным сетям : - Включение в программу «$100 компьютер » - Разрешить детям пользоваться компьютерами в школе - В школах и иных образовательных учреждениях – бесплатный WI-FI - Что делать с педагогическим составом

15 Ч ТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ ? Изменить отношение к школе Школа может решать задачу ликвидации безграмотности ( ЛикБез ): - языки - чтение / письмо - математика - экономическая грамотность - юридическая грамотность - социальная грамотность - культурная грамотность - историческая грамотность - грамотность в семье Задачи - Социализация - Инициация - Профессиональная подготовка - Ориентация - Адаптация ( взаимодействие с иными культурами ) МОГУТ и ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ В ДРУГИХ МЕСТАХ И ПРОГРАММАХ

16 Ч ТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ ? Перейти на территориальный принцип управления образованием СОЗДАВАТЬ ПОВЕРХ ТЕРРИТОРИЙ СЕТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ : - Центры увлечений ; - Образовательные мега - моллы ; - Целевые социальные программы ( направленые на решение определенных задач )

Состояние социальных служб сегодня 17 Социальные службы – наследие советской системы : - В основании деятельности – принцип распределения благ - Работают в направлении понижения статуса Социальные службы – наследие советской системы : - В основании деятельности – принцип распределения благ - Работают в направлении понижения статуса Влияние рыночной среды - Заинтересованность в максимизации бюджетов – увеличении неблагополучной части населения - Распространение т. н. « Ювенальных технологий » - Порождение общественного уклада, в котором легализованы иждевенцы - Заинтересованность в максимизации бюджетов – увеличении неблагополучной части населения - Распространение т. н. « Ювенальных технологий » - Порождение общественного уклада, в котором легализованы иждевенцы

Что можно сделать с социальными службами? 18 Вариант 1 ( радикальный ): Вместо социальных служб – целевые программы социальных лифтов ( направленые на разные категории населения ). Как это может быть реализовано в России

Что можно сделать с социальными службами? 19 Вариант 2 ( компромиссный ): Подключение общественных организаций к деятельности социальных служб. Пример : Организации типа « Родительских комитетов » могут совместно с СоцСлужбами работать с неблагополучными семьями ; пожилыми людьми ; многодетными семьями.

Состояние семьи 20 По отношению к деторождению : - Медикализация процесса рождения детей – дети становятся все более « дорогим удовольствием » и « опасны для жизни » - Третье поколение семей с одним – двумя детьми – утрата « опыта детодержания » - дети становятся « сложным проектом » - Нехватка структур поддержки семьи ( детские сады ; гувернеры ; дружественная семьям с детьми организация среды ) – Появление ребенка рассматривается как « прекращение / приостановка своей жизни »

Возможные программы поддержки семьи 21 По отношению к деторождению : - Снижение давления на семьи со стороны медицины ; - Программы подготовки родителей к рождению ; - Развитие структур поддержки семьи - Развитие мест, где можно безопасно на разное время оставить ребенка ; - Развитие сфер помощи семьям : гувенеров ; домашней обслуги ; квалифицированных людей в общественных местах. - Создание среды, дружественной семьям с детьми

Состояние семьи 22 По отношению к детям - Высокий уровень разводов - Законодательство закрепляет развод как форму « завершения » семьи - Проблема « отцовства » - Проблема компетентности родителей – дети в ряде вопросов обгоняют родителей ( освоение технологий ) В США посчитали, что для экономики страны потери от отсутствия в семьях отцов составляет $100 млрд. в год. Программа «1 billion dollar man»

Возможные программы поддержки воспитательной функции семей 23 По отношению к детям - Изменение законодательства : введение иных форм совместной жизни в правовую сферу - Программы поддержки отцовства - Программы поддержки компетенции родителей в разных вопросах В 2010 году 1/3 детей в Москве были рождены вне официального брака Данные Управления ЗАГС Москвы

Благотворительность 24 Сегодня : - Преобладание программ поддержки детей в проблемных ситуациях Возможные программы : - Программы поодержки семьи в проблемной ситуации ; - Программы поддержки талантливых и одаренных детей ; - Программы создания возможностей для « нормальных детей » - создание Центров увлечения ; Образовательных Мега - моллов и т. д.

Бизнес детских товаров 25 Сегодня : - Значительная часть детских товаров создается ( придумывается и производится ) вне России – качественные детские товары : дороги ; подвержены коньюктурным колебаниям ( Японские товары ); несут культуру глобализированного мира Возможные программы : - Программы инициации создания новых предприятий в сфере ; - Перенос производства иностранных товаров в Россию.

Медицина 26 Сегодня : Возможные программы : ДЛЯ ВЫВОДОВ ПОКА НЕДОСТАТОЧНО ДАННЫХ ТЕМА НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ ММАСС

Жилье и организация среды 27 Сегодня : Жилье и городская среда создаются без учета детей и их особенностей Возможные программы : Программы создания благоприятной среды для детей ( по аналогии с инвалидами )

Миграционная политика 28 Сегодня : Специальных программ направленных на привлечение и оседание « качественных » мигрантов нет. Возможные программы : - Программы по привлечению « качественных » мигрантов ( желающих стать в перспективе гражданами России, с семьями, организованных через общины ); - Программы по подготовке коренного населения ( формирование дружественной для мигрантов среды ; организация комфортного сожительства )

МЕДИА 29 Сегодня : Существует большое количество догадок о том, чем отличаются дети, выросшие в медиа – среде. Проведенных исследований недостаточно, чтобы говорить об эффектах медиа ответственно. Их пока слишком мало.

Что можно сделать сейчас? Обеспечить доступ к интернету и распространить $100 – компьютеры ; 2. Создавать « образовательные мегамоллы »; 3. Создавать Большие школы ( с большим числом учеников и большой территорией ); 4. Создать портал, обеспечивающий доступ к лучшим программам подготовки к ЕГЭ дистанционно ; 5. Перейти на территориальный принцип управления образованием ; 6. Инициировать программы « обустройства » родительства ; 7. Сформировать программы раннего обучения ( по образцу США )

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 31 Материалы по форсайту «Детство 2030» можно увидеть здесь: Концепцию территориальной организации образования можно прочитать здесь: