Туристический форум, Март 2011 г. Случайные факторы на туристическом рынке. Модели оценки и стратегии компенсации. Камынин Владимир
Пассажиропоток DME, чел.
Динамика общего пассажиропотока DME, чел.
Динамика туристического пассажиропотока DME, чел.
Среднее распределение пассажиропотока МАУ по месяцам, % Ледяной дождь Вулкан Аномальная жара
Фактор / СобытиеПериодСтрана Военный переворот19 сентября 2006 г.Таиланд Сычуаньское землетрясение12 мая 2008 г.Китай Военный переворотконец августа - начало сентября 2008 годаТаиланд Мировой финансовый кризис2008 – 2009 гг. Теракт26 декабря 2008 г.Индия (Мумбаи) Военный переворот12 апреля 2009 г.Таиланд Лесные пожарыиюль 2009 г.Греция (о.Родос) Землетрясениеоктябрь 2009 г.Индонезия (о.Суматра) Наводнениеоктябрь 2009 г.Индия Землетрясениеянварь 2010 г.Гаити Антиправительственные выступления12 марта 2010, апрель, май 2010 г.Таиланд (Бангкок) Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль20/21 марта 2010 г. начало извержения 15 апреля 2010 г. Исландия Аномальная жара, смогИюль-август 2010 г.Россия Холера24 октября по 28 ноября 2010 г.Гаити Нападение акулконец ноября 2010 г.Египет (Шарм-эль-Шейх) «Ледяной дождь»26-28 декабря 2010 г.Россия Хронология событий за 5 летСлучайные факторы
Фактор / СобытиеПериодСтрана Народное восстаниес г.Тунис Народное восстаниес г.Алжир Народное восстаниеконец января 2011 г.Иордания Народное восстаниес г.Йемен Народное восстаниес г.Египет Народное восстаниес г.Бахрейн Народное восстаниес г.Ливия Новые рискиСлучайные факторы Панарабская революция
Классификация случайных событий ЭкономическиеПолитическиеПриродные Скорость наступления Продолжительность действия Период восстановления Сила воздействия Охват воздействия Случайные факторы
Наиболее значимые события для туристического рынка Случайные факторы
Природные факторы
МАУ 2010 Среднее распределение пассажиропотока МАУ по месяцам, % Ледяной дождь Вулкан Аномальная жара Природные факторы
Количество взлетно-посадочных операций за 15 – 25 апреля 2010 г., ед. Природные факторыИзвержение вулкана в Исландии DME 2010
Аномальная жара в Москве DME 2010 Темпы роста пассажиропотока на МВЛ DME 2010/2009 гг., % Природные факторы
«Ледяной дождь» в Москве DME 2010 Количество взлетно-посадочных операций за 26 декабря – 31 декабря 2010 г., ед. Природные факторы
Цунами в Азии МАУ 2005 Пхукет Таиланд (континентальный) Мальдивы Природные факторы
Экономические факторы
Мировой финансовый кризис 2009/2008 Темпы роста провозных ёмкостей МАУ, %
Экономические факторы Темпы роста провозных ёмкостей на популярных туристических направлениях МАУ, % Мировой финансовый кризис 2009/2008
Экономические факторы Темпы роста пассажиропотока DME и МАУ относительно прошлого года, % Мировой финансовый кризис 2009/2008
Экономические факторы 1)Прекращение выполнения полетов альянса Air Union, Интеравиа и Дальавиа (потери около 11,5% пассажиропотока) 2) Оптимизация парка ВС S7 Airlines и Вим-Авиа (потери около 2,5% пассажиропотока). 3) Лидирующие позиции Домодедово на наиболее пострадавших рыночных сегментах: - туристические направления (доля DME в МАУ 59%) - внутренние линии (доля DME в МАУ 42%) Причины, которыми было вызвано снижение пассажиропотока в DME: Мировой финансовый кризис 2009/2008
1)Совместные программы с авиакомпаниями – партнерами по восстановлению пассажиропотока: открыты более 30 новых рейсов (Красноярск, Магадан, Благовещенск, Якутск, Сочи, Анапа, Норильск, Лиссабон, Самара, Иркутск и другие). 2) Привлечение новых АК: Меры по восстановлению пассажиропотока, предпринятые DME: Экономические факторы Мировой финансовый кризис 2009/2008
Экономические факторы Темпы роста пассажиропотока МАУ относительно прошлого года, % Мировой финансовый кризис 2009/2008
Темпы роста туристического пассажиропотока а/п МАУ, % Военный переворот в Таиланде МАУ 2008 Политико-экономические факторы
Политические факторы
Вариант 1: отложенный спрос, полное восстановление рынка Вариант 2: отложенный спрос, частичное восстановление Вариант 3: перераспределение части потока по другим направлениям Египет 2011 Пассажиропоток в Египет в гг. и модели восстановления рынка, тыс. пассажиров Политические факторы
Текущая ситуация: Динамика пассажиропотока на туристических направлениях DME, фев.11 Альтернативы замещения Ожидания: Увеличение пассажиропотока весной 2011 в Таиланд, Вьетнам, ОАЭ, Израиль Летом 2011 – Турцию, Грецию, Болгарию
Возможные компенсационные стратегии Опора на новые возможности и перспективные тенденции: разблокирование межправительственных соглашений отмена/упрощение визового режима Альтернативы замещения Отложенный спрос «Альтернативные» рынки «Новые» рынки
Частичная либерализация рынка – Великобритания Пути замещения Темпы роста пассажиропотока Москва-Великобритания, % 2006 год – открытие рейсов нового перевозчика – авиакомпании BMI
Частичная либерализация рынка – Австрия Пути замещения Пассажиропоток на направлении Москва-Вена, чел год – открытие рейсов новых перевозчиков – «Трансаэро», NIKI.
Изменение визового режима – Израиль Темпы роста пассажиропотока Москва-Израиль, % Пути замещения
Спасибо!