Информационный Библиотечный Центр: от идеи до воплощения Семинар-тренинг Лесосибирск Октябрь, 2004г.
Идти вперед - значит потерять покой, Остаться на месте – значит потерять себя. (Серен Кьеркегор) Цитата дня
Имеющиеся противоречия Информационная революция. Проблема извлечения информации. Возрастающие потребности пользователей Обновление миссии библиотеки. Устоявшиеся стереотипы и проблемы Библиотечной практики. Как совместить несовместим ое и разрешить неразрешим ое?
Миссия Информационного Центра Сопровождение и поддержка Программ и Проектов Образовательного учреждения
Задачи Центра Организация доступа к информации. Обеспечение УВП учебными и вспомогательными документами и информацией. Создание в ОУ информационно-библиотечной среды как сферы обеспечения специальными библиотечными и информационными средствами. Руководство формированием информационного мировоззрения пользователей и продвижение знаний по самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности. Формирование политики информационно-библиотечного обеспечения ОУ.
Направления деятельности ИЦ Формирование информационных ресурсов ОУ Справочно- информационное обслуживание пользователей Руководство процессом обучения технологиям информационного самообслуживания Формирование политики в области информационно- библиотечного обслуживания ИЦ
Библиографическая минутка
Формирование информационных ресурсов Формирует единый фонд ИЦ. Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации. Организует и ведет СПА ИЦ. Осуществляет библиографирование информационных потоков.
Справочно - информационное обслуживание пользователей Организует деятельность секторов, отделов и зон ИЦ. Формирует репертуар информационных, библиотечных и библиографических услуг и продуктов. Оказывает поддержку пользователям ИЦ в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности. Организует рекламу информационных ресурсов ИЦ. Проводит массовые мероприятия, имеющие образовательную, воспитательную и культурную функции. Использует телекоммуникационные технологии в решении задач информационной поддержки и организации доступа к информации.
Руководство процессом обучения технологиям информационного самообслуживания Оказывает методическую(консультативную, практическую, индивидуальную) помощь в решении информационных задач. Проводит мероприятия, ориентированные на формирование информационной культуры пользователей. Оказывает информационно-библиотечную поддержку деятельности педагогов по созданию информационных учебных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. д.) При наличии в учебных планах и программах предмета, факультатива, тем, занятий по формированию информационной культуры, курирует преподавателей, является базой для проведения практики.
Формирование политики в области информационно- библиотечного обслуживания ОУ Разрабатывает текущие и перспективные планы работы ИЦ и развития системы информационного обслуживания в ОУ. Использует распределенную информационную среду ОУ и осуществляет взаимодействия с подразделениями ОУ, другими учреждениями и организациями, имеющими информационную направленность деятельности. Готовит предложения в целях разграничения, дифференциации степени участия в информационном обеспечении ИЦ и других подразделений и специалистов ОУ. Предлагает и осуществляет проекты, способствующие становлению информационной культуры современных педагогов и школьников.
Библиографическая минутка
Этапы создания центра Подготовительный -определение нормативно правовой базы; -разработка программы, проекта; -материально- -техническое оснащение; -формирование штатов. Организационный -определение секторов, специальных зон; -планирование И размещение мебели, оборудования, док. фонда; -наращивание фонда нетрадиционных материалов; -повышение квалификации сотрудников центра; -освоение новых форм деятельности, расширение ассорт. услуг и продуктов Внедренческий -включение ценпра В единую локальную сеть; -разработка модуля центра; -перенос накопл. информации в Интернет на Web-сайт школы; -активное пополнение БД ОУ, создание ЭК; -поиск «возможных» сетевых партнеров. Обобщающий -анализ проделанной работы; -мониторинг основных результатов деятельности; -выявление наиболее эффективных техник и технологий в результате работы центра; -обобщение и распространение опыта работы.
Обеспечивающие ресурсы ?
Работа в группах Задание: определить основные признаки, по которым мы можем присвоить библиотеке статус ИЦ. «Инновацион ные изменения: определяем точки роста»
Признаки ИЦ Наличие нормативно-правовой базы. Наличие потребностей пользователей. Наличие информационных ресурсов. Внедрение в деятельность НИКТ. Стратегическое планирование, целевые программы,проекты. Наличие подготовленного персонала. Наличие пользователей. Наличие специализированных информационных подразделений. Наличие системы информирования пользователей о ресурсах и услугах. Признание библиотеки ИЦ.
ВНИМАНИЕ! ОПЫТ… Информационный библиотечный центр школы 4 ( Конных Т.В. )
Библиографическая минутка
Размещение ресурсов и организация доступа к ним ?
Работа в группах «Моделирование и размещение информацион- ных библиотечных ресурсов: проектирование пространства центра» Задание: постройте модель структурных зон ИЦ (традиционный подход, распределенный подход, смешанный подход).
Внимание! Опыт… Информационно-методический центр школы 9
Продуктовые и сервисные инновации ?
Работа в группах « Новые библиотечные услуги, продукты и сервисные инновации: поиск новых возможностей» Задание: составить перечни ассортимента новых информационно- библиотечных продуктов, услуг и форм деятельности.
Внимание! Опыт… Информационный библиотечный центр школы 4
Ожидаемые результаты Повысится оперативность, полнота и точность получаемой информации при обслуживании абонентов. Расширится номенклатура оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации. Повысится комфортность работы пользователей и персонала центра. Сократятся трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания).
Ожидаемые результаты Будут оптимально использоваться документальные и информационные ресурсы как своего центра, так и других организаций и учреждений. Центр позволит удовлетворять потребности пользователей в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств для самостоятельных занятий по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты ИТОГ: появится подразделение, способное собрать и распространять информацию в целях расширения познаний учащихся и повышения профессионального мастерства педагогов с помощью внедрения эффективных технологий. Региональная система образования получит готовую платформу для объединения всех библиотек в единый ресурс и тем самым создаст предпосылки для вхождения их в российское и мировое информационное пространство.
Проблемы, требующие более тщательного изучения Методы оценки результативности ИЦ. Продуктовые ассортиментные стратегии. Подготовка библиотеки к организационным изменениям. Разработка проектов и программ. Привлечение общественности к модернизации библиотеки, работа с Попечительским фондом. Психологические проблемы внедрения новшества. Разработка нормативно-правовой базы. Работа с кадрами и повышение квалификации персонала ИЦ.