Экономические учения социалистов-утопистов Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон, Шарль Фурье. Далее Бойцов Анатолий 11 В презентация на тему
Утопический социализм и его основные черты. Трудно сказать точно,когда и кем впервые было употреблено слово "социализм".Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда увидела свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и соци- ализме".Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" дан- ной темы Роберт Оуэн. Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ- ление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своеко- рыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих неравенство в распределении собственности и доходов,- порядка,в ко- тором интересы общества и личности чудесным образом совпадут. Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических".Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен- ной книги Томасам Мором в 16 в., о н придумал это слово, в буквальном пе- реводе с греческого оно означает - "место,которого нет".Словом "уто- пический" характеризуют идеи и представления,осуществление которых либо невозможно,либо крайне затруднено. В чем причины появления этих идей и их популярности ? Историки объ- ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита- лизм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянс- тва).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвы- чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии благополучия были представлены всем.
Утописты Учение Роберта Оуэна Учение А.Cен-Симона Учение Шарля Фурье
Назад Будущее рациональное общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть ни эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении. Роберт Оуэн ( )
Сен-Симон принадлежал к высшей французской аристок- ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства. А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества",под- метив то обстоятельство,что промышленное машинное производство стано- вится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил на 3 класса - "бесплодных" (дворянство,духовенство),бесполезных для общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей,рабочих крестьян,ремесленников), производителей материальных благ. Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен- цию,обнищание широких масс населения,бедственное положение рабо- чих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой промышленной системы", в которой :люди будут трудиться сообща,в тесном взаимодействии,на основе плановой организации производства и распреде- ления материальных благ по потребностям. А.Сен-Симон полагал,что путь к "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать,поддерживать рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить. Назад Анри Сен-Симон ( )
Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу- лярным в России было учение француза Шарля Фурье. Участники знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в России. Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил че- ловеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить та- кое общество,в котором труд будет организован на началах соревнова- тельности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей. Он выдвинул проект создания производственно-трудового объединения. -"фаланги".Люди в не м будут совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя время от времени.Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,городом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по труду,талантам и вложенному капиталу. Высказывал догадки о построении коммунистического общества (о труде как потребности и наслаждении человека, об уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом ).Осуществление своего идеала связывал с перевоспитанием людей,с утопической надеждой на организацию фаланг при помощи средств,получаемых от филантропов. Назад Шарль Фурье ( )
Вывод : Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины19 века.Легко заметить то общее,что было в них:критика современного строя,основанного на погоне за прибылью,сочувствие трудящимся,стремление облегчить их жизнь,распределение по потребностям или по труду,планирование производства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений. Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества. А Сен-Симон считал, что путь к осуществлению своего социалистического идеала не в революции, а в мирной пропаганде идей, поскольку источником исторического прогресса считал развитие разума. Шарль Фурье высказывал гениальные догадки о коммунистическом обществе. конец