Рассказ А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ… Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.И.Солженцын «Один день Ивана Денисовича». «Остаться человеком …» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). 1. «…и чем дальше, тем крепче.
Advertisements

«Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» А.Твардовский Жизнь и творчество Александра Солженицына Александра Солженицына.
«Прошёл день, ничем не омрачённыё, почти счастливый»
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная тема. Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Нравственная позиция Шухова» Учитель русского языка и литературы МОУ школы 45 г.о. Тольятти Каткова Тамара.
Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность. Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность.
Он жил не по лжи… Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара.
«Один день Ивана Денисовича» и целая жизнь русского человека Презентацию выполнила ученица 11 класса МОУ «СОШ» с.Каменка Григорьева Елизавета. Руководитель:
Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
« Лейтенантская » проза.. Война – жесточе нету слова… А.Твардовский.
Ульянова Т.Л. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5, г. Томск.
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Тема: «Человек за колючей проволокой» Авторы-составители: Учитель литературы: Некрылова Е.Р. Учитель истории: Сорокина Е.Н. МОУ гимназия 13 ТЗР Г.Волгоград.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Солженицын Александр Исаевич. Семья писателя Александр Исаевич Солженицын родился в декабре 1918 года в г. Кисловодске. Отец происходил из.
Выполнила Н. А. Голунова, учитель русского языка и литературы МОУ « Онуфриевская СОШ »
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Литература периода Великой Отечественной войны М.Н.Насибулина Учитель I Новобурановская СОШ.
Великая Отечественная война в художественной литературе Презентацию подготовил Ученик 11 класса «Б» Тараман Григорий.
Транксрипт:

Рассказ А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ… Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна

Цели: познакомить учащихся с историей написания повести; проанализировать особенности композиции повести, помочь понять характер главного героя; выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения

Произведение было задумано в лагере в Экибастузе, северный Казахстан, зимой годов, написан в 1959 году (начат 18 мая, закончен 30 июня) в Рязани, где в июне 1957 года Александр Исаевич окончательно поселился по возвращении из вечной ссылки. Работа заняла меньше полутора месяцев. " Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959, через девять лет, сел и написал". История написания повести А.И.Солженицын

Летом 1956, освободившись после 11 лет тюрем, лагерей и ссылки, Александр Исаевич Солженицын перебрался из Казахстана в Россию, стал учить математике деревенских детей во Владимирской области, через год поселился в Рязани. Там и был написан рассказ "Один день Ивана Денисовича". "Писал я его недолго совсем, всего дней 40, меньше полутора месяцев. Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь и...только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтоб лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое". Написал и спрятал. А рискнул предложить в печать лишь спустя два с лишним года, после атаки Хрущёва на "культ личности" Сталина. История написания повести А.И.Солженицын

"Это было чудо. Для того чтобы такое случилось, нужно было стечение невероятных обстоятельств и исключительных личностей, - говорил спустя 20 лет Солженицын. - Если бы не было Твардовского как главного редактора журнала - нет, повесть эта не была бы напечатана. И если бы не было Хрущева в тот момент - тоже не была бы напечатана. Напечатание моей повести в Советском Союзе, в 62-м году - подобно явлению против физических законов, как если б, например, предметы стали подниматься от земли кверху или холодные камни стали бы сами нагреваться, накаляться до огня". История написания повести В ноябре 1961г. московские друзья отнесли рукопись в "Новый мир". Через одиннадцать месяцев 12 октября 1962 года Президиум ЦК КПСС под давлением Хрущёва принял решение о публикации "Одного дня Ивана Денисовича". Ещё через месяц в ноябрьской книжке "Нового мира" рассказ был напечатан, тиражом под 100 тысяч.

Особенности композиции повести В композиционном отношении интересно, что весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича. Рассказывая о лагерной жизни, писатель мог бы избрать иную повествовательную манеру. Это могло бы быть эпическое повествование «от автора» или (противоположный вариант) рассказ от первого лица, целиком сориентированный на точку зрения героя. Солженицын предпочел такую форму рассказывания, которая позволяла предельно сблизить точку зрения мужика с точкой зрения автора.

Главным героем своего произведения А. Солженицын сознательно сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. Главный герой повести Что мы узнаём о главном герое повести? Почему автор главным героем выбрал простого мужика- крестьянина?

Действие в повести Сколько времени охватывает действие в повести? Действие в повести умещается в один день от подъёма до отбоя. С утра Шухов чувствовал себя больным, его знобило, но температуры не было. Вместе с другими зэками он был отправлен на стройку почти в 30 градусный мороз. Со стройки Ивану Денисовичу удалось, несмотря на шмон, вынести в рукавице ножовку (незаменимая вещь в хозяйстве). Ему досталась лишняя миска баланды, а лагерник Цезарь Маркович поделился с ним колбасой из посылки. Один день в рассказе Солженицына содержит сгусток судьбы человека, своего рода выжимку из его жизни

Счастливый прожитый день Совсем иначе звучит авторская оценка, внешне спокойно-объективная и оттого ещё более страшная:«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось». Повествование ведётся автором, но в авторских словах слышится голос героя: его мысли, его оценки, его, мнение. Солженицын добивается почти полного слияния авторского голоса и речи героя:«…в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый». Каковы же были другие дни, если этот - СЧАСТЛИВЫЙ?

Символ эпохи Каковы судьбы солагерников Шухова? В небольшом рассказе уместился целый перечень несправедливостей, рождённых системой: наградой за мужество в плену стал для сибиряка Ермолаева и героя Сопротивления Сеньки Клевшина 10-летний срок; за веру в Бога при объявленной Сталинской Конституцией свободе веры страдает баптист Алёшка, первый бригадир Шухова Кузёмин и нынешний Тюрин были арестованы в начале 30-х г., в период борьбы за «победу колхозного строя». Система беспощадна и к 16-летнему Гопчику, носившему в лес еду бандеровцам; и к капитану второго ранга верному коммунисту Буйновскому; и к бандеовцу Павлу; и к интеллигенту Цезарю Марковичу; и к эстонцам, вся вина которых - в желании свободы для своего народа. Злой иронией звучат слова о том, что Социалистический городок строят заключённые.

Символ эпохи Один день из жизни зэка сталинских лагерей разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России. Полуголодные измученные зэки работают на государство, которое обрекло их на страдания, сломало жизнь. В лице незлобивого Ивана Денисовича Шухова Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к окружающим, человечность, снисходительность к людским слабостям и непримиримость к нравственным порокам. В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается ОБВИНИТЕЛЬНА ЯСИЛА произведения Солженицына

Гимн своему поколению Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.

Использованный материал Источники иллюстраций: jpg Википедия свободная энциклопедия Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. - М.: Вако, Егорова Н.В. Литературоведческий анализ произведений русской литературы в классе. - М.: Вако, 2007.