РАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ. Автор: Тараненко Анна, ученица 9 «Б» класса, МОУ СОШ 19 Руководитель: Меркулова Татьяна Николаевна, учитель математики МОУ СОШ 19 XII научно-практическая конференция «Юность Севера – 12»
Цели и задачи. Цель: сравнить некоторые способы вычислений, сохранившиеся в истории математики. Задачи: Изучить способы вычислений. Провести сравнительный анализ способов. Составить классификацию способов рациональных вычислений. Провести компьютерный эксперимент. Разработать пакет электронных материалов. Провести акцию «Учись считать». Опубликовать полученные результаты на сайте школы.
Гипотеза. В школьной программе изучаются самые рациональные, простые для понимания и запоминания способы выполнения действий над числами из всех известных истории математики.
Методика исследования. Изучение литературы и Интернет – источников. Классификация приёмов выполнения арифметических действий. Особенности каждого приёма по параметрам: a)Дата первого упоминания; b)Количество шагов в алгоритме; c)Время видеоролика; d)Размер видеоролика; e)Что надо знать и уметь; f)Риск ошибки; g)Рейтинг; h)Применение.
Систематизация.
Лучший способ вычислений. Как показало анкетирование, проведённое среди группы испытуемых под названием «Какой способ ты считаешь лучшим?», большинство учащихся ответили, что для них II способ легче и понятнее.
Хронология зарождения математических школ. Ведическая школа – 3 тыс. лет до н. э. Египетская школа – 2 тыс лет до н. э. Европа – века н. э.
Выводы: 1.Все описанные способы вычислений опираются на использование десятичной системы счисления. 2.Для учащихся более лёгким и надёжным при работе с двузначными числами оказался графический способ из Ведической математики. 3.Способ в «столбик» оказался самым быстрым (17 секунд), но риск допустить ошибку максимальный и необходимо знать таблицу умножения. 4.Минимальное количество ошибок можно получить, используя «графический» способ и способ «ревность». 5.Самым удобным для действий над многозначными числами является способ «Ревность», но для его использования необходимы специальные таблицы. 6.Для тренировки навыков устного счёта оптимален дополнения множителей до круглого.