Подготовил: Дронова Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Advertisements

Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школа 3, г. Осинники.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Учебная тема проекта Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Цели: Расширить кругозор учащихся; развить логическое мышление; научиться применять полученные теоретические знания на практике; развить умение работать.
Урок – защита проектов 1 часть –подготовительная (выбор темы, организация групповой работы, составление плана) 2 часть – технологическая (сбор материала.
Л.Н. Толстой сказал : «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как.
МОУ Песчаноозёрная СОШ Учитель Фёдорова С.А. Системный подход к профильному обучению по русскому языку.
Урок-повторение по теме «Лексика» 5 класс Выполнила учитель Глебова О.Д.
Цитата: «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». С. Данилов. Тема учебного проекта:
Тема урока: Лексикография «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.» Вольтер.
Технология проектов или метод проектов. Этапы работы над учебным проектом Предварительный выбор учеником темы с учётом рекомендаций учителя; Составление.
Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия.
Проект по математике «Числа вокруг нас»
Технологии работы с детьми-мигрантами на уроках русского языка Лебедева Л.И. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Управление образования администрации Сеченовского муниципального района Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема: «Однородные члены.
Транксрипт:

Подготовил: Дронова Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Главная дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лексикология». Поможет в этом одна из составляющих информационной технологии – проектная деятельность. Задачи: путем вовлечения учащихся в групповую работу и представления творческих отчетов закрепить понятие о слове как основной единице лексики; совершенствовать умение правильно определять лексическое и грамматическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова; формировать умение различать в тексте слова с точки зрения происхождения и употребления; способствовать развитию мышления, умения строить правильное, последовательное, аргументированное высказывание; содействовать воспитанию интереса и внимания к творческим усилиям товарищей, способности к взаимопониманию и адекватной оценке полученных результатов.

Эпиграф к уроку: Спросят меня: - Что похоже на море? - Русский язык, - не замедлю с ответом. Он, словно море, согреет зимою, Дарит прохладу засушливым летом; Воды его, разливаясь без края, Блещут немеркнущим солнечным светом; К людям хорошим в далекие страны Катятся волны с горячим приветом. Русский язык – безграничное море! В глуби морской я дождался улова: Выловил ключ, открывающий радость,- Этим ключом стало русское слово» М.Геттуев (балкарский поэт)

Словарная работа: Лексика, лексикология, лексикография, линвокультурология, словари.

Лексика – термин, служащий для обозначения словарного состава языка. В более узком значении – совокупность слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности языка ( книжная лексика), в отдельном произведении ( лексика «Слова о полку Игореве». Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику. Лексикология Описательнаяисторическая

Лексикография – раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучением. Лингвисти- ческие Энциклопеди- ческие

Лингвокультурология – это наука, цель которой взаимосвязанное изучение языка и культуры. Лингвокультурологическое направление лингвистики рассматривает проблемы изучения русского языка в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания народа.

Н. В. Гоголь писал: «...сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно- библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанию непонятливейшего человека…»

«Поколения народа проходят одно за другим, пишет К. Д. Ушинский, но результаты жизни каждого по­коления остаются в языке в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и про­житой радости, словом, весь след своей духовной жизни на­род бережно сохраняет в народном слове».

Что это за пособие? Для чего его можно использовать? Это сборник «Лингвокультурологического портрета слова», в который помещены исследовательские работы о словах. Это пособие можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку ( задания группы А3). Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Правильно определять лексические и грамматические признаки слова, соблюдать порядок лингвокультурологического анализа слова.)

Актуализация. Презентация творческих работ групп: выступления лидеров групп. 1 группа (5 человек): «Кладовые ценности народа» (экскурс по словарям русского языка); 2 группа (5 человек): «Вселенная в алфавитном порядке» (раскрыть понятие «лексикология», обозначить лексику с точки зрения происхождения и употребления ); 3 группа (10 человек): «Да, святозарны и лазорны…» - защита портрета слова.

Систематизация и обобщение Фамилия имя ученика______________________ Материал по теме: _______________________ Тема выступле ния Терми- ны Приме- ры Вопро- сы Свой вариант

Применение учебного материала в новой учебной ситуации. Текст для анализа Почему синтаксис называется синтаксисом….(По)древнегречески слово синтаксис..значает» сост..вление, постр..ение, связь, уп..рядочен(н)ость».Значение это очень емк..е его трудн.. Выр..зить одним словом. Самое точное пожалуй последн.. «уп..рядочение». Синтаксис вносит строгий порядок в нашу речь связывая по определен(н)ым законам слова друг с другом составляя словосоч..тания и прдл..жения. Это необходимо для того что(бы) будучи средством общения точно передавала наши мысли.

Информация о домашнем задании. по материалам сегодняшнего урока составить итоговый тест по теме «Лексикология», который должен состоять из теоретической части ( не менее 10 вопросов) и практической части ( 3 – 4 предложения). Время на выполнение – 10 мин. Задание выполните на карточках в половину тетрадного листа (предложение и характеристика слова – на одной стороне, ответ – на другой).

Анкета ВопросыДаНет 1. Легко ли работать в группе? 2. Во время работы ты чувствовал себя комфортно, уютно? 3. Хотелось бы тебе ещё раз работать над проектом? Оцени свою работу над проектом: