Учебная тема проекта: Автор: Морковина Елена Дмитриевна, МОУ «Иловай – Дмитриевская СОШ».
Ты и я – такие разные… Проект призван углубить знания учащихся по генетике и сформировать навыки выполнения простейших генетических исследований. В рамках проекта изучаются особенности человека, как генетического объекта исследований, методы генетики человека, формальная и медицинская генетика. В проекте предусматривается знакомство с различными методиками генетических исследований и способами статистической обработки полученных результатов, что способствует более глубокому пониманию, изучаемых генетических закономерностей. Рассчитан на учащихся старших классов.
Дидактические цели проекта: формирование представления о наследственности человека, ее химической и биологической природе, особенностях передачи генетической информации из поколения в поколение; формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Методические задачи: Выявить специфические особенности человека, как объекта генетических исследований. Сформировать понятие о методах генетического анализа человека, раскрыть сферу их применения. Обосновать значение ДНК, генов и хромосом в хранении и передаче наследственной информации. Показать действие законов наследования на примере человека.
Учебные темы Человек – как генетический объект исследования. Методы генетики человека.
Основополагающий вопрос: Проблемные вопросы: Почему на примере человека сложнее проследить генетические закономерности, чем на мушке – дрозофиле ? Человек – царь зверей, а подчиняется ли он законам наследования ? Все ли близнецы похожи ? Что важнее – природа или воспитание ? Болеют ли гены ?
Темы самостоятельных исследований учащихся Генеалогический метод в генетике человека. Выявление роли генотипа и среды в формировании фенотипа.
Этапы и сроки проведения проекта 1. Мотивационный этап - 1занятие. 2. «Мозговой штурм»- формулирование тем исследования учеников – 2занятие 3. Формирование групп для проведения исследований – 2 занятие 4. Обсуждение плана работы учащихся – 2-3 занятия 5. Самостоятельная работа групп – 4-8 занятия 6. Подготовка учащимися презентации и публикации по результатам своих исследований – 9 занятие. 7. Защита представленных работ – 10 занятие.
Учебно-методический пакет. Комплект методических материалов. Дидактические материалы Тест Работы учащихся Презентация Организационные документы Визитка Учебно-методический пакет
Информационные ресурсы Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. – М.:Мир,1987. Бочков Н.П. Генетика человека. – М.: Медицина,1978. Спицын И.П. Лабораторный практикум по генетике человека. – Тамбов,1999. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. – М.:Мир,1990.