В.Г.Распутин 15 марта 2012 исполняется 75 лет 15 марта 2012 исполняется 75 лет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Выполнил: Учитель русского языка и литературы МСУВУ «СОШ 202» Ужвак Олеся Павловна.
Advertisements

Презентация к уроку (литература, 6 класс) по теме: В.П. Распутин"Уроки французского" . К уроку литературы в 6 классе (презентация)
Интегрированный урок по русской литературе с использованием компьютерной технологии в 6-м классе. Автор: Багдасарова Татьяна Владимировна, учитель русского.
(15 марта 1937) 1. Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» Цель урока: - показать автобиографический характер рассказа;
Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» Гимадеева Ляля Мунировна, учитель русского языка и литературы, г.Нижнекамск МБОУ «СОШ 6» Республика.
Тема: Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского»
(15 марта 1937). Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым,
Валентин Григорьевич Распутин. Биография.
«Ни с кого душа не требует так сурово, как с русского человека»
Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях. Л.Н.Толстой.
Методическая разработка (литература, 6 класс) на тему: "Добрым быть совсем, совсем не просто..." (Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
«Уроки французского» (15 марта 1937) Автобиографический рассказ.
МОУ ООШ10 имени П. И. Паршина Мероприятия, посвящённые 75-летию В. Г. Распутина.
Работу выполнила ученица 6Б класса Разина Валя «МОУ Янтиковская СОШ»
Выполнила Калинина Виктория, ученица 10а класса МКОУ Оленинская СОШ Тверской области Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
Ключевые слова в его творчестве – совесть и память.
МОУ СОШ 93, г. Красноярск Урок – презентация в 6 классе. Подготовила Самусева Наталья Ивановна, учитель высшей категории.
В. Распутин «Уроки французcкого». Словарь. Понятие слова «Урок» 1.Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок. 2.Учебная работа, задания,
«Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня.
15 марта 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между.
Транксрипт:

В.Г.Распутин 15 марта 2012 исполняется 75 лет 15 марта 2012 исполняется 75 лет

В. Г. Распутин «Уроки французского». «Уроки французского». Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой

Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины.»

Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла... Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

Сам Распутин отмечает, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.

Автобиографичность рассказа «Уроки французского» Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». И.Глазунов. Портрет В.Г. Распутина.

Автобиография Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Уроки доброты «...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой ».

АНАСТАСИЯ ПРОКОПЬЕВНА КОПЫЛОВА

Самый популярный из ранних рассказов писателя Уроки французского автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, самой природой призван быть ученым человеком. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока от малокровия. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

Словарная работа: Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области. Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области. Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём). заём).

-О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Почему? -О каком времени пишет автор? -Как жилось в деревне? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? -Какие испытания ожидали его?

- Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

-Как ведёт себя герой на следующий день после драки? -Как учительница выясняет, что случилось с героем? -Какие чувства испытывает герой? -Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

-Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? -Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? -Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? - Какие черты характера проявляет герой?

-Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

-Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Тема и идея рассказа. Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского»: Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они». Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Заключение На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского». На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского». Вы узнали: Вы узнали: о трудностях послевоенного детства писателя; о трудностях послевоенного детства писателя; о доброте, которая изменила судьбу мальчика; о доброте, которая изменила судьбу мальчика; об особенностях автобиографического рассказа. об особенностях автобиографического рассказа.

Спасибо за урок.