Потенциал государственно-общественного управления образованием в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ( направление - ФГОС) Институт развития государственно-общественного управления образованием государственно-общественного управления образованием
Лорд Майкл Барбер «Как хорошие образовательные системы могут стать еще лучше?» Категории эффективности образовательных систем стандарты и отчетностьоткрытость обр. систем (мировых …. … школьных) человеческий факторкультура образования (внешнее сообщество) структура и организациясовременный Менеджмент (партнерство)
Системы Задачи Люди Структуры
Стратегии изменений Директивная соучастия ЭкспертнаяПереговорнаяОбразовательная медленно Max сопротивления быстро Min сопротивления
Председатель Правительства РФ В.В.Путин «Создаваемые в школах общественные управляющие советы должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы".
Участие в реализации «Нашей новой школе» - это возможность для органов ГОУ реализовать свой потенциал как органов стратегического управления, обеспечивающего интеграцию государственного и общественного заказа, разделение ответственности за будущее школы между государством и обществом
Ключевые направления развития общего образования Обновление образовательных стандартов. Система поддержки талантливых детей. Развитие учительского потенциала Современная школьная инфраструктура Расширение самостоятельности школ Здоровье школьников
Возможные области и механизмы участия органов ГОУ в реализации национальной образовательной инициативы
Новые стандарты стандарты образования - общественный договор, стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования ( Концепция ФГОС РАО)
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно Компонент образовательного учреждения
Полномочия органов ГОУ в сфере организации образовательного процесса Согласовывает: образовательную программу компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования («школьный компонент»); профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.
ОП и ГОУ образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся.
ОП и ГОУ ОП демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком. Все это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социокультурной эффективности.
Основные права и обязанности участников реализации ОП Основные права и обязанности участников реализации ООП НОО Категория участниковОсновные права и обязанности Учитель начальной школы - участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ОП (учебного плана, рабочих учебных программ курсов, модулей); - участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным курсам; - участвует в оценке выполнения и коррекции программы Методическое объединение (кафедра) учителей начальной школы - разрабатывает основное содержание ОП: формирует учебный план, разрабатывает и обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов и образовательных модулей; - участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в программу на очередной учебный год; - обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов локальных нормативных актов; - разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами начального образования Методические структуры муниципалитета, региона - оказывают консультативную помощь при формировании и реализации ООП; - по запросу ОУ могут проводить внешнюю экспертизу реализации программы
Учителя других ступеней школьного образования - выступают внутренними экспертами по содержанию отдельных разделов ООП; - участвуют в обсуждении программы; - проводят консультации и экспертную оценку результатов ее освоения Методический совет ОУ - утверждает рабочие учебные программы курсов, образовательных модулей и программы внеучебной образовательной деятельности Педагогический совет - рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ОП ; - выносит текст программы на рассмотрение и утверждение высшим управляющим органом образовательного учреждения
Администрация ОУ- организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ОП; - участвует в разработке и обсуждении программы; - осуществляет контроль над выполнением программы и производят оценку достижений отдельных результатов ее выполнения; - организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения ОП; - обеспечивает условия для реализации программы Родители обучающегося- формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной образовательной деятельности и их соотношение; - принимают участие в обсуждении и реализации ОП; - участвуют в оценке выполнения программы Обучающийся- при формировании своей индивидуальной образовательной программы (траектории) имеет право на перезачет соответствующих курсов и образовательных модулей, освоенных в других формах образования и других ОУ, освобождающий обучающегося от необходимости их повторного изучения; - обязан выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ОП
Управляющий совет ОУ -утверждает ОП, - осуществляет мониторинг (контроль и оценку) реализации программы, в т.ч. директора ОУ и (или) его заместителя о ходе выполнения программы; -помогает администрации ОУ в обеспечении условий для реализации ОП НОО - участвует в подготовке публичного доклада, утверждает ПД
В образовательном учреждении должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов других ступеней школьного образования, администрации ОУ, исходя из целей и задач образовательного учреждения.
Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Этап 1: создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Функции Совета Совет в целях выполнения возложенных на него задач: изучает опыт введения новых ФГОС общего образования других общеобразовательных учреждений; формирует перечень критериев экспертной оценки результатов деятельности учителей и их объединений по введению новых ФГОС общего образования на ступенях общеобразовательного учреждения; проводит экспертизу проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; обеспечивает необходимые условия для реализации проектных технологий при введении новых ФГОС общего образования на ступенях общеобразовательного учреждения; принимает участие в разрешении конфликтов при введении новых ФГОС; информирует о ходе и результатах введения новых ФГОС общего образования на ступенях общеобразовательного учреждения
Этап 2 Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того, какие элементы существующей образовательной системы: полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему; частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему; не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему; какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.
Этап 2 Определение необходимых изменений: в образовательных целях в составе образовательных программ и распределении учебного времени в содержании образовательных программ изменений в технологиях обучения и воспитания. ресурсного обеспечения и изменений условий образовательной деятельности изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Этап 3 Разработка проектов изменений в образовательной системе Экспертиза проектов изменений в образовательной системе школы
Этап 3 Результатом проектирования является образовательная модель, включающая: состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке; состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению; состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить; перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению; перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий; перечень новых методов контроля, которые нужно ввести; перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.
Этап 5 Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации образовательной системы Осуществление изменений в образовательной системе школы
Особенность ФГОС начальной ступени школы как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана, при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности.
Директор Департамента стратегического развития МОиН РФ И.М. Реморенко С введением нового стандарта родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми предполагается создание школьных советов, куда войдут родители учащихся,… и будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми – это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.
Образовательная среда Оценка и контроль качества условий обучения, школьного питания Автономия школы ГОУ как гарант возможности расширения самостоятельности школы, ограничения ведомственного контроля в пользу общественного («подотчетность», публичная отчетность) Развитие учительского потенциала Участие в оценке качества деятельности учителя (распределение стимулирующей части ФОТ, аттестация, конкурсы) Здоровье Политика обеспечения физической и психологической безопасности детей в школе Одаренные дети Развитие партнерства с учреждениями науки и высшей школой
Государственно-общественное управление образованием - ведущий механизм реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Станут ли управляющие советы площадкой для выявления и согласования запросов различных групп общественности к содержанию обучения и воспитания? Окажутся ли управляющие советы готовы к выработке политики школы в поликультурной среде? Будут ли найдены эффективные инструменты ее практической реализации?
Роль органов ГОУ в процессе внедрения ФГОС оценка готовности ОУ к введению в ФГОС; изучение и формирование социального заказа; участие в обсуждении и разработке ОП ОУ, согласование ОП; информационная поддержка; формирование общественного мнения; содействие развитию материально- технического оснащения; внесение предложении по корректировке программы развития.
Механизмы ГОУ в обеспечении потребностей учащихся в этнокультурном, экологическом образовании Помощь в организации и проведении мероприятии; Развитие родительской активности; Привлечение общественности и социума, поиск социальных партнеров-энтузиастов; Изучение заказа; Платные услуги; Использование вариативной части УП и внеучебной; Ресурсное обеспечение;
Общественное участие в оценке качества образования Разработка и согласование критериев качества… Участие в процессе аккредитации и лицензирования ОУ; Общественная оценка деятельности педагога и ОУ; Оценка реализации программы развития и образовательной программы; Проведение конкурсов; Публичная отчетность; Информационная открытость;
Возможности органов ГОУ в поддержке одаренных детей Ресурсная поддержка программ ОД: Учреждение стипендиатов и проведение конкурсов, грантов; Психолого-педагогическое сопровождение детей; Предоставление стажировочных площадок
Роль органов ГОУ в развитии школьной инфраструктуры Инициация и формирование сетевого взаимодействия
Вопросы обеспечения здоровья и безопасности учащихся в деятельности органов ГОУ Контроль за безопасными условиями во время учебно-воспитательного процесса; Оценка качества питания; Участие в приемке школы к новому учебному году; Формирование мероприятий направленных на ЗОЖ.
заходите на сайт пишите письма Приглашаем к сотрудничеству! Институт развития государственно-общественного управления образованием государственно-общественного управления образованием