Система качества п р о е к т О.С.Мартьянова зав. сектором менеджмента и анализа качества УМУ
Вводные Работы ведутся с 2005 года 5 лет на построение системы качества в крупной организации – классика жанра Основа системы качества ПетрГУ – Типовая модель СК ОУ РФ Типовая модель – то, к чему надо стремиться российским вузам
Ключевые факторы качества образования Они определяют Качество содержания образования, т.е. качество ГОС ВПО и качество конкретных образовательных программ, построенных на их основе Чему мы учим? Качество абитуриентов и студентовКого мы учим? Положительная мотивация обучающихсяХотят ли они учиться? Качество методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса Как обеспечено обучение? Качество профессорско-преподавательского состава Кто учит? Положительная мотивация персоналаХотят ли они хорошо учить? Качество технологий обученияКак учат? Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов Как проверяются полученные знания и навыки? Качество общего менеджмента вузаКак управляют вузом?
И Н Ф Р А С Т Р У К Т У РА СК ЗакрепленоНе закреплено, но существует Ростки будущего -Ответственность руководства за наличие системы качества -Служба качества (в УМУ) -Совет по качеству -Учебно-методический совет -Лаборатория социологических исследований -Обучение новым педтехнологиям (ФПК) -Обучение управлению качеством (ФПК - Работа ответственных по качеству на факультетах - Учебно-методические конкурсы -Педагогическое консультирование преподавателей - Мастер-классы - Психологические консультирование студентов, преподавателей, сотрудников -Тренинги профилактики профессионального выгорания преподавателей и сотрудников ОРФ на гуманитарных факультетах: Активизация НИРС Подготовка новых преподавателей потенциально высокого качества На экономическом ф-те: Развитие научной среды через взаимодействие ведущих ученых страны, КНЦ РАН, преподавателей и лучших студентов ПетрГУ Создание фокус-групп из представителей науки, работодателей и преподавателей для разработки новых образовательных программ (по предпринимательству)
Уровни системы качества Факультеты –опросы мнения студентов, выпускников, работодателей о качестве образования –мониторинг качества образовательных программ Кафедры –рейтингование кафедр Преподаватели –результаты деятельности преподавателя Управления и службы –опросы мнения преподавателей о качестве работы Сотрудники –оценка деятельности сотрудника
Факультет Опросыпериодичность студенты 2-6 курсов1 раз в пять лет первокурсники1 раз в три года преподаватели1 раз в пять лет выпускники1 раз в пять лет работодателипостоянно
Цикл Деминга в работе с опросами Планирование опроса Обсуждение результатов Корректирующие действия Контроль выполнения P Планируй A Улучшай Проверяй C Делай D
ФАКУЛЬТЕТ Мониторинг качества образовательных программ –Система педагогического аудита Каждая образовательная программа проходит процедуру аудита 1 раз в пять лет
КАФЕДРА Рейтингование кафедр –проводится ежегодно в феврале на основе модуля «Кафедра» –результаты рейтинга будут включены в новую модель расчета штатов –результаты рейтингования можно связать с объёмом премирования кафедры
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Оценка деятельности преподавателя Отчет о работе за пять лет перед переизбранием –форма разработана, апробирована –создание модуля «Преподаватель» Учет мнения студентов о качестве преподаваемого курса –разработан опросный лист «Мнение студентов о качестве преподаваемого курса» Конкурсы педагогического мастерства, система выделения лидеров в разных сферах Посещение занятий заведующим кафедрой, председателем метод. комиссии Соблюдение дисциплины труда –постоянные проверки УМУ соблюдения графика учебного процесса
Управления и службы Оценка качества работы Опросы мнения преподавателей о качестве работы –1 раз в пять лет Методика оценки качества работы сотрудников –разработан лист оценки –оценка проводится ежеквартально и влияет на объём премирования
УНИВЕРСИТЕТ Система управления качеством Самооценка университета –проводится экспертной группой на основе модели самооценки ЛЭТИ один раз в три года Политика и цели в области качества –пересматривается один раз в три года