Обществознание. 11 класс. Профильный уровень Автор: Лукашкин С.С. ГОУ СОШ 86 Петроградского района Санкт-Петербурга
Конспект данного урока и презентация для учащихся представлены в разделе ЭОР, созданных самостоятельно.
Цель урока: создать условия для формирования умения работать с текстом и развития коммуникативной компетентности. Задачи: Образовательная – охарактеризовать социальную структуру, выявить принципы стратификации общества. Воспитательная – создать условия для формирования культуры общения. Развивающая – создать условия для развития умения интерпретировать информацию.
Планируемые результаты урока Учащиеся знают, основания стратификации общества, понимают различие между концепциями стратификации разных ученых. Учащиеся осознают возможности социальной мобильности и ценности открытого общества. Учащиеся умеют взаимодействовать в группах, выступать с короткими докладами, обобщать и систематизировать информацию при работе с текстом.
Методы и технологии Технологии обучения в сотрудничестве - Learning Together (учимся вместе) Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы, над которой работает весь класс. По завершении работы группа докладывает о результатах классу, который ведет конспект. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Элементы дистанционного обучения и информационных технологий - для каждого класса, обучающегося у Лукашкина С.С., заведен свой почтовый ящик, пароль к которому известен всем учащимся. В этот ящик учащиеся, выполняющие индивидуальные или групповые задания, сбрасывают свои работы, чтоб их одноклассники имели возможность воспользоваться результатами их труда.
Этап 1. Подготовительный Постановка цели и задач урока. Введение понятия «социальная стратификация». Определение учащимися измерений социального пространства.
Этап 2. Работа в группах Learning Together Группы учащихся (по 5 человек) работают с предложенными им текстами (10 – 12 минут). Раздаточный материал (фрагменты текстов учебных пособий): Теоретическая социология П.Сорокина – Философия. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004 Системы социальной стратификации - Гидденс Э. Социология. М., 2001 Теории социальной стратификации. Т.Парсонс - Кравченко А.И. Социология. М., 2002 Классовая теория К. Маркса - Громов И.А. История социологии. Курс лекций. ( 8.htm) 8.htm По завершении работы группы представляют результат классу.
Этап 3. Индивидуальная работа Введение понятия «социальная мобильность». Индивидуальное выполнение задания: Какие виды социальной мобильности вы можете назвать? Приведите примеры каждого вида. Введение понятия «лифт социальной мобильности».
Этап 4. Домашнее задание Опишите структуру средневекового европейского общества и социальную мобильность в нем. Сравните кастовую и классовую системы общества. Кроме того, каждая группа оформляет результат своей работы с текстом в электронном виде и отправляют на e- mail класса. Результат может быть оформлен как текст, схема, таблица и т.п.