Представление результатов исследования Устное выступление и использование программы Microsoft Power Point
План О чем должно быть устное (научное) выступление. Первый абзац. Первая страница – блок введения. Чего еще могут ждать от устного выступления. Советы, каким должно быть устное (научное) выступление. Научное и квалификационное, европейское и американское. 1.Рефлексия и мониторинг собственного опыта. 2.Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов. 3.«Быть хозяином» своего выступления. 4.Время и регламент. 5.Использование Microsoft Power Point (МРР) в устном выступлении. Ограничения сказанного.
Возможные пособия по подготовке устного выступления: Основы научной речи. М., СПб., С. 184 – 221. (главы 5 и 6 – обучение устному профессиональному общению, культура диалога) Александров Д.Н. Риторика. Учебное пособие. М., С. 7 – 65. Далецкий Ч. Заговори, и я скажу, кто ты. М., А также: Уэстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. М., Басовская Е.Н. Я иду на занятия. Стилистика и литературное редактирование. Рабочая тетрадь. М., Поварнин С.И. Искусство спора. М., 2003 (репринт издания – М., 1923). Ломакин П.А., Севостьянов А.В. Электронные презентации своими руками. М., 2004.
Состав выступления Первый абзац: Повторение темы – в одном предложении, со своими акцентами. Первое предложение – уточнение темы (посланные заранее тезисы или утвержденная тема – заставляет пользоваться подзаголовком). Постановка проблемы = актуальность. Зачем Вы занимаетесь, что получат слушатели. Два предложения. (ср. К-Б-У: Я изучаю …, потому что хочу узнать … для того чтобы …).
Другие необходимые части начальной части выступления: Формулировка цели – одно предложение. Задачи – Этапы выполнения или составные части речи. Инфинитивы. Описать структуру доклада. Увеличивает внимание. На счет возражений о том, что это (и особенно, систематические указания на то, в каком месте рассуждений находишься) примитивизирует доклад: 1.Понятность и глупость разные вещи. 2.Понятность лишней не бывает. 3.Как правило (по крайней мере, у меня): - Отсутствие таких связок идет от лени и неумения организовать свое время. Все это понимают (так что хотя бы не позорьтесь псевдооправданиями на счет примитивизации).
Необязательные, но часто встречающиеся части (устного) выступления Формулировка рабочей гипотезы (у К-Б-У – идеи-трамплина). Соответственно – и с выводами по итогам ее проведения, с осознанием границ своего достижения. И с пояснением дальнейших перспектив исследования. Имеющийся задел (в особенности, в письменных, заявочных формах) – что Вы уже сделали, к какому развитию должно повлечь решение Вашей задачи. Обзор источников. Обзор литературы. Что сделано до меня. От типологии использованной литературы – к аналитике. Методология. Если знаете, в какой работаете – отлично. Если нет – обрисуйте, как именно Вы будете работать. Словарь рабочих терминов (т.е. собственных, не предмета). Возможный ход – в качестве одной из задач упомянуть выработку метода для работы с данным типом источников. Уместно – если тип источников действительно новый. Структура письменного исследования. Т.е. объекта Вашего доклада.
И еще обязательно Должны быть выводы. Доклад (допустим, итоговая презентация «обоснование темы») – не обязательно окончательное представление проблемы. Если Вы рассказываете о состоянии своего диплома на настоящий момент, то выводы – не ответ на вопрос, а его формулировка. Как и у КБУ, вышеприведенные советы по отношению к тексту всего выступления в целом, могут быть спроецированы на его отдельные, крупные и/или недостаточно структурированные части.
Напоминание: состав выступления Блок официальной информации о дипломе (формулировка темы, подзаголовок, руководитель, оппоненты). Проблема (обоснование постановки, цель, задачи, вопросы). Источники (жанры и способы работы). Исследовательская литература и электронные ресурсы (корпус, основные направления исследования Вашей темы, доступность, освоенность). Промежуточные рабочие материалы (словники, Интернет-запросы). План работы. Итоги (предварительные содержательные выводы, проблемы, перспективы, состояние проделанной работы).
Ч. II-я. Советы, «каким должно быть устное (научное) выступление» Два ключевых противопоставления: Научное (доклад на конференции среди равных) и квалификационное (защита диплома или степени, заявка на грант). В первом случае слушатели пришли потому, что им интересно. Во втором – проверяют Вас на соответствие (хотя бы самим себе), следовательно – допустимо меньше вольностей. Информировать vs. завлекать (европейское vs. американское, представление об аудитории как о мотивированной и ответственной vs. установка на создание своей аудитории).
I. Рефлексия и мониторинг собственного опыта. Вы должны знать, что делаете и что собираетесь делать, четко определять цель или иерархию целей. Просто отстоять мероприятие. Донести до аудитории содержание – следовательно, нужно раздавать handout. Вступить в коммуникацию или понравиться определенным людям. Проговорить свои мысли, отработать содержание с конкретными людьми – значит, заранее поставьте перед ними вопросы. Смотрите на свой предшествующий опыт. Что и почему не получилось и получилось. Все остальные вопросы Вы решаете как технические, в зависимости от своих целей.
II. Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов. Читать – в принципе, возможно. Особенно если нервничаете. В этом случае, старайтесь, чтобы в тексте предложения были короткими. Неплохо проставить интонационную разметку, маркеры интерактивности (вопросы, свои вопросы аудитории, паузы для раздачи и т.п.). Ни в коем случае – не тараторить! Очень просто освоить промежуточную форму: визуальный контакт с аудиторией во время чтения. В любом случае, лучше нормально читать, чем плохо (непредсказуемо или решительно не в регламент) говорить. Информация, которая не воспринимается со слуха – цитаты, даты, имена. Предложения со сложным синтаксисом и сложные логические структуры (например, доклада в целом). Практически стандарт – использование Power Point. Альтернатива (или дополнение) – раздаточный материал (handouts). Чтобы не зачитывались вместо Вашего выступления – раздавать в конце (или порциями, структурируя таким образом выступление).
III. «Быть хозяином» своего выступления. Не отвечать сразу (тем более по ходу доклада), а записывать и собирать вопросы. По содержанию: берегу время и группирую ответы. Отдаю приоритет самым интересным и важным для меня вопросам (и людям). Уклоняюсь от ненужных вопросов. Еще один полемический финт – с толпой спорить легче, можно столкнуть противоречащие друг другу реплики. Называть число и характер своих реплик. Помимо подсказки слушателям, смысл еще и в том, что прежде чем сказать: «У меня 11 реплик», Вы их подсчитаете (и решите, сколько из них на самом деле нужно). А также определите их правильный (= выигрышный для изложения и поясняющий проблему) порядок, а не тот, в котором они пришли в голову. Короче, начиная говорить, надо знать, чем это должно кончиться. Право (изредка) говорить «не знаю», «я отвечу на это позже».
Обратная связь Придумывайте (заранее, из числа конкретных людей, представляйте себе его реакцию) подразумеваемого слушателя. И/или – назначайте его из аудитории и за ним следите. Если человек отвлекается или перестал слушать, значит, надо принимать меры. Прием, имеющий отношение и к теме «время». Промежуточные пункты (успеваю или нет, где я должен быть спустя 7 минут, где – за 3 минуты до конца). Скругления – переходы к следующей части сообщения или к выводам (следовательно - выводы должны быть по возможности автономны) Какими сюжетами можно пожертвовать. В других жанрах (например, лекция) – обратная связь и планирование времени под отступления. Но главное – не дать застать себя врасплох, чтобы не было паники или конфликта с аудиторией. По мере возрастания занятости, становится лень
IV. Время и регламент Американский формат: 8-10 минут устного выступления; российский – 15. Полезно ударное начало, разве что не слишком сложное, чтобы могли начать следить за Вашей аргументацией. Знать соотношение между письменным текстом и хронометражем своего повествования. И ориентироваться на меньшее время, на 2/3 предлагаемого. По крайней мере, до тех пор, пока экспериментально не будет доказано, что Ваш метроном работает иначе. Репетировать, особенно, пока не считаете себя мастером.
Ограничения того, что было сказано Если говорить ближе к шаблонам классической риторики (в частности, выделение inventio, compositio, performatio – придумывание, расположение, исполнение), то я скорее говорил об исполнении, и чуть меньше – о расположении. Не было темы выбора модели: аргументация, метафора.. Я гораздо лучше знаком с теми жанрами, которые практикую я сам – лекция, реплика, значительно меньше - доклад. И это оказывает влияние на содержание моих советов. Все равно все очень индивидуально, и критерии успеха тоже индивидуальны. Все равно получится, как получится. Лучше делать лучше чем хуже, и не проигрывать на самой простой стадии – презентации своей работы.
Достоинства Пауэр Пойнта: 1. Из названия «презентация». Довольно удачное сопровождение устного выступления (особенно в моем случае – почерк и дикция). Здесь же основное понятие МРР: «слайд» – один кадр, один экран. То, что видит зритель. 2. Замена устного выступления и лекции. Удобно для Интернета – библиотеки презентаций. И, для заочного обучения, похоже, тоже удобно. 3. Структурирование собственной работы. Допустим, для моего темпа изложения, средняя лекция – семь страниц (15000 знаков). Когда я готовлю презентацию – знаков, и предложения, которые легче ухватить. 4. Последнее и главное – развлечение (свое при работе, аудитории при исполнении). Подвергнуть фамилию научного руководителя эффекту «торнадо» - чем плохо?
Вы видели слайд «для пользователя». Так он выглядит для разработчика:
Мне осталось поделиться тем опытом, что я чаще предпочитаю писать текст презентации в Ворде (для чего нужно научиться видеть текст маленькими порциями – знаков по 500 – будущими слайдами). И сослаться на ресурс, с которого можно начинать собственное знакомство с программой Microsoft Power Point – PP-Презентация о создании PP- презентаций.mht