Ильясова Альфия Абдулловна – учитель русского языка и литературы высшей категории …Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным… В.И. Чернышев, лингвист и методист XX века Ильясова Альфия Абдулловна – учитель русского языка и литературы высшей категории …Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным… В.И. Чернышев, лингвист и методист XX века …открыть уста детей …открыть уста детей Как написать сочинение 1. Основные требования к сочинению. 2. Выявление проблемы текста. 3. Комментарий. 4. Выявление авторской позиции. 5. Способы аргументации. Какие умения потребуются на ЕГЭ? осмысленно читать текст; осмысленно читать текст; выделять проблематику текста; выделять проблематику текста; видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет; видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет; видеть в тексте языковые средства выразительности; видеть в тексте языковые средства выразительности; давать оценку тексту и аргументировать её; давать оценку тексту и аргументировать её; умение создавать текст. умение создавать текст.
Как написать сочинение Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Комментарий. Выявление авторской позиции. Способы аргументации.
Основные требования к сочинению Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что такое проблема? Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Виды проблем Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Способы формулировки проблемы 1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии. 2. Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребёнка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества?
Комментирование проблемы Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Два типа комментария. 1.Текстуальный – представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2.Концепционный – в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.д. Помни! В любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Как отличить комментарий от пересказа При пересказе мы говорим о том, что делают герои. При пересказе мы говорим о том, что делают герои. Комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Материал для справок: проблему… автор раскрывает на примере…; проблему… автор раскрывает на примере…; рассказчик не случайно подчёркивает….; рассказчик не случайно подчёркивает….; писатель восхищается, любуется, сочувствует … писатель восхищается, любуется, сочувствует …
Выявление авторской позиции Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Существует ошибочное мнение, что для выражения позиции автора достаточно привести подходящую цитату из текста. Во- первых, далеко не всегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста, во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст. Материал для справок (способы формулирования авторской позиции): позиция автора такова… автор считает, что… автор стремится донести до читателя мысль о том, что…. автор убеждает нас в том, что…
Аргументация собственной позиции Типичное (полное) рассуждение строится по схеме: 1) тезис (положение, которое надо доказать); 2) аргументация (доказательства, доводы); 3) вывод (общий итог). Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что… Поддерживающая и опровергающая аргументация Аргументы «за» должны быть: * правдивыми, опираться на авторитетные источники; * доступными, простыми, понятными; * отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором необходимо выстраивать опровергающую аргументацию, что требует такта, подчёркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчёркнута в критериях оценки части С).
Типы аргументов Естественные доказательства – это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевид- ному»: - ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек; - свидетельства самого автора сочинения; - ссылки на авторитет (на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в какой-либо области; можно упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости; примеры из художественной литературы). Логические доказательства – это аргументы, аппелирующие к человеческому рассудку, к разуму: - рассуждение с дефиницией (начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия; затем даётся неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете; наконец, это определение заменяется правильным, которое и завершает рассуждение); - силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений следует третье суждение (умозаключение); - аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса (различают физическую и образную аналогию).
Чувственные аргументы (аргументы к пафосу). Используя эти аргументы, мы строим свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать у адресата определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо. Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слушающего (читающего). С точки зрения чувств, которые стремится вызвать убеждающий, можно выделить два типа аргументов к пафосу: 1) аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: состра- дание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство; 2) аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).
Ж е л а ю У с п е х а!