Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Урок 1 Цель урока Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этом основании верно выбирать знак препинания.
БСП – это такое сложное предложение, части которого связаны между собой без помощи союзов. Знак между частями БСП зависит от смысловых отношений между ними. Эти отношения не такие явные, как в союзных предложениях, где они выражаются союзами.
Как выяснить, в каких отношениях по смыслу находятся простые предложения в БСП? Нужно прочитать предложение с верной интонацией и обратить особое внимание на последовательность описываемых действий.
Какие знаки могут стоять между частями БСП? Основных знаков всего четыре: Запятая Точка с запятой ДвоеточиеТире ; - :,
Сегодня на уроке мы рассмотрим случаи постановки двоеточия в БСП.
ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 1) Пример: Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. Как мы видим, второе предложение раскрывает содержание первого. Как мы видим, второе предложение раскрывает содержание первого. Между частями БСП мы можем поставить «а именно», а смысл сохранится. Между частями БСП мы можем поставить «а именно», а смысл сохранится. :
ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 2) Пример: Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Здесь между 1-й и 2-й частями БСП мы можем поставить союз «потому что». Здесь между 1-й и 2-й частями БСП мы можем поставить союз «потому что». :
ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 3) Пример: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. В данном случае второе предложение дополняет смысл первого. В данном случае второе предложение дополняет смысл первого. Для уточнения этих отношений можно вставить «что». Для уточнения этих отношений можно вставить «что». :
ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 4) Пример: Сережа оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. В первом предложении опускаются слова: «и увидел», «и услышал», «и почувствовал». Они называются глаголами восприятия. В первом предложении опускаются слова: «и увидел», «и услышал», «и почувствовал». Они называются глаголами восприятия. :
Выполните упражнение 1) Только в одном друзья были похожи друг на друга оба были талантливы и умели добиваться поставленной цели. 2) Знание возбуждает любовь чем больше знакомишься с наукой тем больше любишь ее. 3) Настоящий писатель это то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. 4) В доме мало помалу нарушилась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь послышались по двору чьи-то шаги. 5) Костер разгорался огонь одолел влагу и охватил груду сучьев и листвы прыгая озорными острыми язычками.